Куравлев сыграл в кино более двухсот ролей. |
Леонид Куравлев родился в Москве, окончил ВГИК, куда, впрочем, поступил не с первого раза – эта неудача, однако, не отбила у молодого человека желания стать киноактером. Дебютировал уже во время обучения, в конце 50-х – первыми фильмами стали «Сегодня увольнения не будет» Андрея Тарковского и Александра Гордона, «Мичман Панин» Михаила Швейцера и короткометражка Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». В 1961 году он снялся в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», которая была показана в конкурсе Каннского фестиваля. Лента эта стала в каком-то смысле переломной для многих исполнителей – первая драматическая для Юрия Никулина, дебютная для Людмилы Чурсиной, первая большая, хоть и не главная для Куравлева, проявившего себя серьезным характерным артистом.
Главную же актер впервые сыграл в 1964 году, в трагикомедии «Живет такой парень» Василия Шукшина. Его герой – мечтательный, наивный, всю дорогу ищущий любовь шофер Пашка, которому предстоит совершить героический поступок, встретиться со смертью, понять, что такое любовь, и не разочароваться в жизни после всех неудач. Образ, подошедший как нельзя лучше артистической природе Куравлева – и, наверное, так до конца и не использованной, уж слишком хорош он оказался в дальнейшем в остро комедийных партиях. Хотя еще один раз Куравлеву все-таки удалось сыграть роль, близкую той, что была у Шукшина, – речь, конечно, о вышедшем десятью годами позже, когда он был уже народным и почти залуженным, «Афоне».
В фильме Георгия Данелии герой Куравлева – сантехник-взяточник Афанасий Борщов, он же Афоня – персонаж уже не столь наивно-благородный, но все еще ищущий, до поры до времени сам не зная что. Несмотря на заявленную порочность – трогательный, вызывающий и симпатию, и сочувствие, способный рассмешить своими нетрезвыми выходками и утешить такой понятной тоской.
Впрочем, выдающимися были и уже упомянутые, комедийные, характерные роли Куравлева, в которых непредсказуемо, но всегда ярко раскрывался весь его актерский диапазон. От безалаберного Хомы Брута в «Вие» до мелкого жулика Шуры Балаганова в «Золотом теленке», от авантюриста Жоржа Милославского в «Иван Васильевич меняет профессию» до зловещего нациста Айсмана из «Семнадцати мгновений весны» и уголовника Копченого из «Место встречи изменить нельзя». Куравлев активно снимался на протяжении почти всей жизни, не пренебрегая ни эпизодами, ни телевизионными проектами, ни даже новогодними мюзиклами, в которых возвращался к своим знаковым образам – к счастью, признанным эталонными при жизни их исполнителя.
комментарии(0)