0
2952
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

19.11.2015 00:01:00

Фамильный титул – Майор

Сергей Шикарев

Об авторе: Сергей Александрович Шикарев – критик, литературовед.

Тэги: проза, фантастика, фантасмагория, борис стругацкий, курт воннегут


люди
Игорь Пронин бывал и веселым,
и задумчивым.
Фото Алены Алимовой

Друзья звали его Майор. Сам он шутил, что «это не звание, это фамильный титул»…

Игорь Пронин стремительно ворвался в литературу. Его повесть «Мао», выложенная где-то в Сети, попалась на глаза Александру Житинскому и по его рекомендации была опубликована Борисом Стругацким в его журнале «Полдень, XXI век» с иллюстрациями Дмитрия Горчева, затем вышла и книжная публикация. В 2003 году «Мао» вошел в шорт-лист престижной АБС-премии, а сам автор был назван Стругацким «русским Воннегутом».

Эта «душевная повесть» (таков ее подзаголовок) рассказывает веселую и одновременно отчаянную историю злоключений непутевого персонажа с нерусским именем и русской душой. Красная армия и афганский плен, наркодельцы и буддистские монахи, китайские летчики и американские секретные тюрьмы – будучи ввергнутым в эту череду странствий и приключений, Мао сохраняет внутреннюю простоту и безмятежность духа, что собственно и спасает его во всех передрягах.

В гротескном повествовании отразились недоумение и растерянность целого поколения перед лицом произошедших в стране в минувшие десятилетия перемен. Как вспоминал автор, «после армии я вернулся в другую страну».

Настроения и нравы этой другой, новой страны переданы в повести «Принцип учета», описывающей будни работников банковской сферы. Эти герои эпохи первоначального накопления капитала выпивают, оказываются в центре криминальных разборок, реализуют не слишком хитроумные аферы, снова выпивают и ведут дела с инопланетной расой пауков. А один из персонажей, используя то ли открытый им самим, то ли позаимствованный у древних финикийцев финансовый принцип, реализует мечту и оказывается в компании друзей на тропическом острове. Кстати, этот образ – островок в теплом море – является желанной целью путешествия и Мао со товарищи.

«Принцип учета» во многом автобиографичен. Пронин оставил успешную карьеру банковского работника ради служения литературе. Наверное, это выражение может показаться высокопарным и пафосным, но так было. И пафос никак не вяжется с его обликом, Игорь был простой и очень свойский. А вот служение вяжется: он не задавался целью сделать литературную карьеру, не гнался за денежным успехом и премиями – просто писал.

И фантастике очень повезло, что именно ее жанровый инструментарий оказался востребован писателем. Впрочем, в автобиографии сам Пронин уточнил: «Пишу все подряд, но получается одна фантастика. Такова особенность моего яркого дарования: возьмусь описывать «Жигули» – их никто не узнает. Приходится потом править на «звездолет», и тогда всем сразу все понятно. Фантастика – классный жанр».

Но даже в выдуманных мирах Пронин говорил о современных проблемах. Например, в центре «имперского» цикла рассказов и повестей непростые взаимоотношения народов – орков, эльфов, людей и гномов – в многонациональной Империи и в соседних княжествах. А в повести «Дети компрачикосов» – мрачноватом парафразе «Заповедника гоблинов» Саймака – речь идет об обретении свободы «уродами» – генетически выведенными для прислуживания людям расами. Иллюзорности полной свободы посвящен изящный по структуре рассказ «Степень свободы».

Малая и средние формы, пожалуй, в наибольшей степени проявили мастерство Пронина в создании объемных и живых персонажей и, что особенно ценно, в их взаимодействии между собой. В этой внутренней динамике читателю передается весьма дружелюбная и уютная обстановка хорошей компании и правильно устроенного мира, пусть и не лишенного дружеских пикировок и разнокалиберных житейских неприятностей и невзгод. Умение создать такую атмосферу в тексте – результат дара в равной степени и писательского, и человеческого.

Обаятелен Мао и его друзья-попутчики, обаятелен и поначалу нелицеприятный экипаж космического корабля «FL-14» из рассказа «Космос есть Космос».

Эта удачная стилизация под старую добрую англо-американскую фантастику в 2011 году была удостоена «Филиграни» – премии, вручаемой сообществом литературных критиков за «литературное совершенство». Хотя неизвестно, пришлась бы по вкусу классикам жанра такая интерпретация популярной темы. В рассказе земной цивилизации: взяткам, кредитам, карьерным дрязгам и прочим неприглядным ее приметам – противопоставляется пасторальная, идиллическая картина жизни в согласии с природой в духе идей Руссо. Вот только природа эта имеет внеземное происхождение, а преобразованиям подверглась не только планета, но и сами земляне.

Литературное служение, как и любое другое, весьма требовательно к адептам, диктуя свои условия. В писательской судьбе Игоря Пронина отразились все перипетии отечественного книгоиздания. Довелось ему писать и так называемые проектные романы, над которыми он работал без поблажек, неизменно честно.

Так армейской опыт трансформировался в роман «Дезертир», который многие читатели считают одним из лучших в серии «S.T.A.L.K.E.R.». Успех книги обусловлен не особыми фантастическими выдумками или боевыми сценами, а достоверным, без прикрас и ретуши, показом постепенной психологической трансформации героя, призывника Никиты Нефедова.

Удивительно, но после написания мрачных историй из жизни сталкеров и Зоны Пронин обратился и к юной аудитории. И тоже успешно. В «пиратском цикле», романах о Наполеоне, написанных для проекта «Этногенез», он нашел подходящие интонации и темы для разговора с, наверное, самыми взыскательными и чуткими к фальши читателями.

Такая траектория – от веселого цинизма «Мао» и «Принципа учета» до простых истин о ценности верности, дружбы, любви – разительно отличается от тех, что свойственны писателям, да и не только им. Это отличие и замечательно, и знаменательно.

Игорь был предан литературе до конца. Уже тяжело больной, он задумал написать еще одну книгу для детей и подростков и придумал восхитительный волшебный мир – с пиратами и воздушными кораблями, далеким островом, населенным искусными гномами и циничными феями.

Он начал писать историю «Острова Семи Сестер» в хосписе, выстукивая ее на маленьком экране планшета, и говорил, сидя в кресле-каталке, об ощущении полета, которое охватывает его при работе над текстом, об удовольствии при подборе правильных слов…

Игорь Пронин – один из самых ярких авторов писателей своего поколения, обладающий не самым громким, но самобытным и узнаваемым голосом. И к большому человеческому горю от его ухода добавляется и печаль от того, что этого голоса мы больше не услышим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1791
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4358
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2388
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2719

Другие новости