Останкино осиротело. В ночь на 5 августа в Москве скончался писатель Владимир Орлов. На 78-м году жизни. После продолжительной тяжелой болезни.
Трудно представить себе более московского прозаика. Кажется, он воспел каждую культовую забегаловку в Москве. А в рюмочной на Герцена (ныне Большая Никитская) гордятся тем, что он был ее завсегдатаем, и вывесили на стене вырезку из газеты, где он рассказывает, как бывал здесь. Но, конечно, в первую очередь он воспел Останкино, где жил довольно продолжительное время. Если первые его произведения – «Соленый арбуз», «После дождика в четверг» и «Происшествие в Никольском» – просто были хорошими, веселыми книжками, то третий по счету роман «Альтист Данилов», вышедший в 1980 году, сразу же приобрел статус культового. Его ставили на одну полку с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. А некоторые ценили выше. Ничего подобного в тогдашней советской литературе не было. Сын демона и земной женщины живет в скромной останкинской квартире, играет на альте в оркестре, к нему залетает в гости друг-демон Кармадон в образе синего быка… Тему продолжил роман «Аптекарь», вышедший в 1988 году. Его действие также происходило в Останкине. Завершил же «останкинский цикл» роман «Шеврикука, или Любовь к привидению».
Фантастический реализм. Традиция Николая Гоголя и Федора Сологуба. Продолжение темы Томаса Манна о демоническом происхождении творческого дара. Это если анализировать. А если просто впитывать в себя этот плотный, пластичный текст, все можно описать одним словом: мистика.
Несмотря на серьезный возраст, Владимир Орлов продолжал активно творить уже в нынешнем, XXI веке. В 2008 году вышел его роман «Бубновый валет», в 2011-м – роман «Лягушки». Буквально в прошлом году – роман «Земля имеет форму чемодана».
И каждый роман – это настоящий магический спектакль. Ну, вот и все – маг ушел. Магический театр задвигает кулисы. Московская мистика растворяется в обыденности.