Джон Кабат-Зинн. Куда бы ты ни шел – ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни/ Пер. с англ. М.Белобородовой. – М.: Открытый Мир, 2006, 192 с.
Как всегда в таких случаях, аннотация завлекает следующим нехитрым способом: «Это одна из лучших книг по практике медитации, опубликованных на Западе за последние двадцать лет. Ее цель – обеспечить быстрый и легкий доступ к сути медитации полноты осознания...» Далее следует такое рекламное заявление: «Метод Интегральной практики, разработанной выдающимся американским философом и мыслителем Кеном Уилбером, представляет собой сознательную тренировку Тела, Духа и Ума в Самости, Культуре и Природе... На сегодняшний день Интегральная практика является одной из самых последовательных и всеобъемлющих систем самосовершенствования, которой придерживаются тысячи людей во всем мире...»
Как ни странно, несмотря на всю, осторожно выражаясь, крайнюю банальность и избитость этих завлекающих рекламных ходов (ну какая из современных систем пути к себе не «самая», не «лучшая», и не «всеобъемлющая»!), книга не представляет собой ничего пошлого. Это уже большое достижение. Ведь область самопознания, медитации и просветления нынче одна из самых заболоченных и загаженных.
Кто только не пасется на этом поле между лилиями, не поет свою скромную песню в терновнике... И главное – это совершенно не помогает читателю, потому что микст из духовных практик, проглоченный за два часа, никакого отношения к ритму и устройству души не имеет и иметь не может. Здесь – как с мышцами. Без усилий, похоже, не обойтись, дешевые препараты и аппараты не помогут ни на йоту.
И все-таки в этой книге нет ничего такого, что могло бы серьезно насторожить искушенного читателя. В ней подробно объясняется суть медитации и основные, подчас очень простые техники дыхания и позы. Еще здесь подробно объясняется, зачем это все нужно, и эти объяснения никаких внутренних возражений не вызывают. Все вертится вокруг того, что буддисты называют «пробуждением». На языке психоанализа это можно было бы назвать «высвобождением из плена бессознательного».
Это и в самом деле крайне важная задача, чего уж греха таить, так что книги, посвященные подобного рода опыту, всегда можно использовать для хоть каких-то, пусть и очень небольших, внутренних открытий. Если, как здесь, в них скрупулезно расшифровываются буддийские принципы, понятие «неделания», «полноты осознания» и т.д., то это и хорошо, и мило.
Единственное «но» заключается в том, что это опять в каком-то смысле «похлебка для бедных». Если читатель не знаком с суфийскими практиками, не знает основ гуманистической психологии, не имеет представления о психосинтезе Роберто Ассаджиоли и его открытиях, то в таком случае рассматриваемая нами книга будет ему весьма полезна. Ни к чему тогда и говорить, что большинство предписаний и тем для медитаций из «Куда бы ты ни шел...» можно найти у Ассаджиоли, который, в свою очередь, основывается во многом на суфийских исканиях и прозрениях.
Медитация на озеро или на гору – излюбленные образы психосинтеза, а следом за ним – еще дюжины практик. Изречениями вроде «Покой поселяется в душах людей, когда они осознают свою целостность со Вселенной» или «Если твой рассудок не затуманен происходящим, это лучший период твоей жизни» пестрят все учебники столь востребованного нынче «просветления».
Упражнения вроде нижеследующего тоже не новость для ищущего читателя: «Время от времени напоминай себе: «Вот оно». Проверь, существует ли хоть что-нибудь, к чему нельзя было бы это применить. Помни, что принятие настоящего не имеет ничего общего со смирением перед лицом происходящего. Оно лишь означает ясное признание: происходит лишь то, что происходит...»
И все же у этой книги есть одно важное преимущество: в ней идет речь о весьма достойных вещах. Что с того, что все это было уже сотни раз изложено в других, более глубоких трудах... Так что за неимением под рукой суфиев и Ассаджиоли можно и Джона Каббат-Зинна почитать. Кто ищет, тот всегда хоть что-то найдет.