Сергей Палеолог. Около власти. Очерки пережитого. - М.: Айрис-пресс, 2004, 352 с.
Сотрудник Департамента общих дел МВД Российской империи Сергей Николаевич Палеолог был человеком деятельным и слегка сентиментальным. А где сентиментальность, там и некоторое приукрашивание действительности, и пафос, и лакировка действительности задним числом. Хотя так ли уж лакировал ее, несчастную, этот рьяный соратник премьера Столыпина? Думается, что нет. По крайней мере все самые чувствительные куски продиктованы искренним убеждением, что все так и было на самом деле. А что было-то?
А был, к примеру, очень благородный, хороший и добросердечный царь, с утра до вечера заботящийся о нуждах подданных. Так, например, некий ссыльный гвардейский офицер Фермор трогательно поздравил царя телеграммой с рождением Наследника. Государь, прояснив для себя биографию Фермора, наложил резолюцию: "Облегчить участь Фермора". Царь жалел крестьян и возвращал их сыновей с военной службы домой. "Я мог привести еще десятки примеров такого заботливого, внимательного и сердечного Николая II к нуждам своих подданных┘" Царь был еще и "многострадальным", потому что решительно ни в чем не был виноват и правил страной от души, а его обманывали и мешали ему править.
Был еще Распутин - гнусная фигура. Он был, оказывается, "воск, которым ловко пользовались авантюристы всех мастей". Комментарий автора воспоминаний: "Не Царя и Царицу следует корить за то, что пышным цветом расцвел этот фатальный человек с необыкновенными жалящими светлыми глазами, а ту продажную челядь, которая в числе других окружала царский трон. Они. Эти презренные люди в своих своекорыстных видах всячески раздували значение "старца"┘ и топили престиж Монарха, увлекая тем в пропасть величайшую в мире страну┘"
Был также премьер Столыпин. О нем Палеолог пишет с особенным чувством. "Он был великий патриот, честнейший сын своего отечества" (впрочем, тут даже ни с чем и не поспоришь). В конце книги, в приложении, приводится "Проект П.А. Столыпина о преобразовании государственного управления России" - весьма любопытное чтение.
И были русские Пересвет и Ослябя - российская армия, "хранительница патриотизма, чести и достоинства государства, для защиты которого она отдает величайшее благо человека - жизнь".
Были еще таланты. Ими Россия могла гордиться. Комментарий: "Уместно упомянуть, что наши Цари с редкой щедростью награждали талантливых людей: писателей, художников, скульпторов, артистов, музыкантов┘ Обыкновенно жаловались двуглавыми орлами, императорскими коронами или вензелями Государя и Государыни: золотые часы, перстни, запонки, булавки, браслеты, брошки, цепочки и т.п. Высочайшие подарки, передаваясь как реликвии, из рода в род, весьма ценились и доставляли одаряемым большую радость и удовлетворение"┘
А еще был русский народ. Очень благолепный, зажиточный и по-ребячески наивный. Комментарий автора: "Бедный русский народ. Как злоупотребили его детским доверием презренные демагоги и разрушители и какие незаслуженные страдания выпали на его горемычную долю за показательный планетарный урок!"
Ну и, конечно, были (запахло серой) эти самые демагоги и разрушители, эсеры и большевики, шайка разбойников и негодяев┘ Им от души помогала прогрессивная печать (опять же - с этим не поспоришь). Это они предали Царя, уничтожили Россию и отдали Крест на поругание. Все остальные (императорская семья, министры, народ, таланты и поклонники) ни в чем не виноваты.
Вот и получается, ей-богу, странная картина. Прелюбопытная. Все развивалось как надо. Народ благоденствовал ("Родители так относятся к своим детям, как мы относились к мужику"), армия была христолюбива и свято хранила староотеческие заветы, царь и царица мудро правили страной и любили своих подданных (тоже на патриархальный лад: как родители - детей). Таланты множились и становились академиками.
И не то чтобы это все была неправда. И царь ведь был, и писатели писали, и музыканты играли, и кое-какой народ весьма процветал. И армия, конечно же, хранила традиции. Только почему же это все "слиняло", как говаривал Розанов, в один момент - вот в чем вопрос?
А просто потому, что появилась шайка террористов-преступников, глупый Распутин и злостная царская челядь, и глядь - почему-то все в одночасье развалилось. И власть рухнула, будто ее и не было никогда.
История учит нас, что следует опасаться упрощений. Надо бы воспользоваться ее уроками.