Константин Боровой. Двенадцать топ. - М.: Вагриус, 2004, 231 с.
Время летит так быстро, а курс власти и доллара меняется так стремительно, что масса людей уже и помнить не помнит, кто таков Константин Натанович Боровой. А между тем это, как сейчас говорят, знаковая фигура. Олигарх первого разлива, бывший президент Российской товарно-сырьевой биржи, плейбой, редактор журнала "Америка" и сопредседатель Партии экономической свободы. А ныне - действительный член общества пофигистов.
Вероятно, пофигизм и довел его до занятий глянцевой журналистикой. Почему бы и нет? Но надо отдать должное: журналистика Борового на порядок выше большинства мелкобуржуазных изданий с картинками, которыми переполнен рынок. Они рассчитаны на глупых пофигистов, а Константин Натанович незаурядно умен. И в отличие от глянцевых мальчиков и девочек обладает сокрушительным жизненным опытом.
Когда-то, в середине девяностых, он любил появляться на публике в компании Хакамады и Новодворской. Теперь у Борового другие герои и героини. Топ-менеджеры, владельцы и владелицы крупного бизнеса, суперуспешные мужчины и женщины. Похоже, он всерьез задался вопросом "Откуда берутся такие люди, как я?". И чтобы понять это, смело пошел в народ. Если можно, конечно, считать народом 0,0001% российского населения.
Так родился проект "Как стать богатым". Первая его книга - "Двенадцать самых успешных" - вышла в прошлом году. Книга про двенадцать женщин-топ-менеджеров - вторая. Третья, если верить анонсам Константина Натановича, будет называться "Основоположники" и рассказывать о тех, кто создавал в России рыночную экономику. Герои четвертой - "Двенадцать капитанов" - рулят сегодняшней экономикой.
Вся эта затея тютелька в тютельку совпадает с главным трендом нашего времени. Имя ему - успех. Не личный, не профессиональный и даже не материальный. Успех как таковой. Он навязывается нам всеми масс-медиа и самым забойным из них - ТВ. И хотя среди героинь Борового попадаются очень богатые и толковые дамы, потолок их жизненных достижений - участие в этой книжке. Ведь именно Боровой вывел их на всеобщее обозрение. А так сидели бы в своих офисах, фитнес-клубах и заграничных отелях, и никто не подивился бы их крутости, их успешности.
Кто эти странные дамы с холодными глазами и замороженными улыбками? Перечисляю: дизайнер, аптекарь, алюминиевый менеджер, редактор глянцевого журнала, банкирша, кондитерша, аудитор, менеджер по персоналу, представитель Microsoft в России и СНГ, управляющая "Лаборатории Касперского", фармацевт, продюсер. Но все это не профессии, а всего лишь места их работы. Способ быть в центре внимания.
Биографии у них - в жанре "Унесенные ветром". Манеры типа "я вся такая неоднозначная". Почти все разведены, некоторые вторично замужем. Чувствуют себя хозяйками жизни. Годами не выходят из образа: манипулирование мужчинами, наигранная усталость, ненависть к дешевым вещам┘
Впрочем, Боровой на эти фокусы не особенно покупается. Он достаточно въедливый, хоть и тактичный интервьюер. И поэтому сквозь ответы его собеседниц сквозят растерянность, неуверенность. Желание выглядеть такими, какими они себя намечтали еще девочками, и неумение быть такими. Ежесекундная поправка на образ.
Оттого так смешно читать рубрику "Мусор", отнесенную в конец книги. Это те самые поправки на образ, которые героини просят Борового внести в уже готовые интервью. Иначе, мол, будет плохо. Процитирую несколько самых сочных.
"Буду признательна, если вы уберете кусок про моего любовника - начальника". "Прошу вас на странице 8, строка 7 слова "Володя Путин" убрать из текста". "Вместо слов "я считаю, что соблазнять этих козлов можно и нужно" написать "я читала в журнале о разных рецептах выстраивания отношений с мужчинами". "Вместо слов "и сказали, хоть трахайся, но добейся" написать "научись решать подобные проблемы". И так далее.
Это очень нерешительные, закомплексованные и нервные дамочки. Типа Эллочки Людоедки. Откуда они берутся? Чаще всего из провинции. Там они натерпелись всякого и теперь компенсируют свою провинциальность понтами, которые недоступны большинству москвичей. Девяностые на их счастье были временем, когда способности было почти невозможно отличить от понтов, а крутого от ряженого.
Так что Боровой выбрал не самые подходящие объекты для своих исследований. А о том, откуда взялся он сам, рассказывают такую историю. На рубеже восьмидесятых-девяностых Боровой заявил во всеуслышание, что хочет приобрести в частную собственность Останкинскую телебашню. И предлагает за нее два миллиона долларов. Разгорелся жуткий скандал. Пресса подняла шум. Пенсионеры задыхались от ярости. Не отдадим, мол, миллионеру наше национальное достояние. И вообще натанычи в конец оборзели.
Никому и в голову не пришло, что у Борового на тот момент не было и десятой части так громко заявленной суммы. Зато после скандала он приобрел имидж миллионера со всеми вытекающими последствиями: связи, кредиты, престиж┘
Не знаю, правда это или легенда, но история колоритная. Так вот, ни одной из описанных бизнес-вумен не хватило бы духа на этот авантюрный самопиар, достойный Остапа Бендера. И на другие подвиги, которыми славится Боровой. Калибр не тот, и весь пар уходит в свисток.
Ни одной не написать такую книгу, как эта. И не стать таким человеком, как Константин Натанович. Умным, интеллигентным и, наконец, - мужчиной.