0
753

09.10.2003 00:00:00

Марсианские практики


Александр Богданов. Эмпириомонизм: Статьи по философии. - М.: Республика, 2003, 400 с.
Александр Богданов. Тектология: всеобщая организационная наука. - М.: Финансы, 2003, 496 с.

Жизнь Александра Богданова (1873-1928) могла бы стать основой для романа и уж во всяком случае должна дождаться дотошного биографа. Практикующий врач-психиатр, философ, экономист, депутат II Государственной Думы, полковой врач в Первую мировую, писатель-фантаст, профессиональный революционер-большевик (с 1905 по 1910 год член ЦК РСДРП и один из редакторов большевистских газет "Борьба" и "Пролетарий"), создатель научного института. Побывал в ссылках и тюрьмах, в том числе пять недель в советской (1923). В поисках места осуществления социалистически-технократической утопии Богданов, как и многие в то время, обращал свои взоры к Марсу и написал два романа о марсианах "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1913), переиздававшиеся затем в советское время и в период перестройки. Революцию 1917 года не принял, но, понимая, что его "богостроительство" и "жизнестроительство" могло из теории перерасти в практику если не на Марсе, то только в Советской России, попытался найти свое место при власти бывших единомышленников. Культуру он всегда ценил не меньше политики и экономики, поэтому и включился активно в работу Комакадемии и Пролеткульта. Но уже к 1920 году организацию стали зажимать как идущую вразрез с идеей Ленина о "партийной организации и партийной литературе". Тогда Богданов стал вплотную заниматься проблемами гематологии и геронтологии. Научно-практической целью богдановского детища - Института переливания крови - стала задача повышения жизнеспособности организма, продления жизни и в перспективе грядущего улучшения человеческой природы, напрямую проистекающая из учения Маркса о будущем коммунистическом обществе. Известно, что Богданов, например, переливал свою кровь студенту, у которого были малярия и туберкулез, и умер в 1928 году в результате неудачного проведения эксперимента на самом себе, очевидно, перелив себе кровь инфекционного больного, хотя так никто и не выяснил до конца обстоятельства его смерти.

Богданов понимал философию в духе 11-го тезиса о Фейербахе, и потому именно задача совершенствования человечества - главная тема в "Эмпириомонизме", самом философском из его сочинений, написанном в 1904-1906 годах, за двадцать лет до создания института. Его современные последователи, создавшие Международный институт Александра Богданова, относят его к ряду зачинателей системного мышления, считают автором первого варианта теории систем, видят плодотворность использования понятий тектологии в анализе современной мировой экономики. Их усилиями переиздан главный труд Богданова "Тектология. Всеобщая организационная наука", впервые увидевший свет в 1917 году. В нем автор рассматривал всякую человеческую деятельность как организованный опыт, постепенно развивавшийся от религии через философию к науке. Полностью подчинить природу человеку, превратить мир опыта в организованное целое под силу только своеобразной scientia generalis, основные понятия которой и разрабатывал Богданов. К несчастью, именно его "Эмпириомонизму" суждено было стать тем полем, на котором Ленин одержал свою пиррову победу за первенство быть теоретиком философии марксизма. Сочинение Богданова оказалось не только самой невезучей книгой в русской философской литературе, но в самом деле "книгой ни для кого". На нее весьма агрессивно отозвались тогдашние марксистские зубры.

Несмотря на то что сам Богданов считал философию всего лишь идеологией, именно он оказался, пожалуй, единственным серьезным философом среди отечественных марксистов. Богданов был хорошо знаком с параллельно развивавшимся эмпириокритицизмом и неокантианством. Однако, стремясь выстроить марксистскую философию, он шел не от эмпириокритиков к марксизму, а от самого понятия опыта, посредством которого он надеялся истолковать марксизм. Поэтому именно Богданов, а не Ленин и Плеханов, сумел продолжить развитие важнейших марксистских понятий. Например, понятие опыта стало развитием учения о практике. Да и сам эмпириомонизм был не только учением о монизме человеческого опыта, но и должен был описать завершающую стадию организованности человеческого опыта, которая будет достигнута самым прогрессивным классом - пролетариатом. Масса индивидов превратится в сплоченную коллективность, прежний организаторский класс рухнет, общество перейдет от стихийного к планомерному развитию и власть над природой возрастет.

В конце "Эмпириомонизма" Богданов много размышляет о значении идей для повышения социально-трудовой энергии людей, планомерности и организованности человеческой деятельности. В будущем обществе наука, идеология и производство станут единым целым, и тогда и человечество, разделенное на группы и классы, станет само собой. Так, Александр Богданов оказывается не только верным последователем Маркса, но и настоящим русским, если действительно вслед за Достоевским считать, что русская идея заключается в осуществлении всех идей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости