0
1955

24.07.2003 00:00:00

Парад эксцентрика

Тэги: Караганов, Козинцев, биография


Александр Караганов. Григорий Козинцев: от "Царя Максимилиана" до "Короля Лира". - М.: Материк, 2003, 216 с.

Если посмотреть фильмографию Григория Михайловича Козинцева (1905-1973), то сначала она напоминает популярную книжную серию "ЖЗЛ": "Карл Маркс" (1941, фильм не закончен), "Пирогов" (1947), "Белинский" (1947). Потом же идут такие фильмы, такие названия, что даже цитировать страшно: "Дон Кихот" (1957, сценарий Евгения Шварца), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970).

А начинал Козинцев в Киеве, начинал как футурист и "эксцентрист". Манифест "эксцентристов" опубликован в сборнике "Эксцентризм" (местом издания обозначен Эксцентрополис, бывший Петроград). Автор манифеста Григорий Козинцев, статья называется "А.Б! Парад эксцентрика": "Вчера - музей, храмы, библиотеки. Сегодня - фабрики, заводы, верфи. Вчера - культура Европы. Сегодня - техника Америки. Промышленность, производство под звездным флагом. Или американизация, или бюро похоронных процессий. Вчера - салоны. Поклоны. Бароны. Сегодня - крики газетчиков, скандалы, палка полисмена, шум, крик, топот, бег┘"

Странно, но именно из такого вот "эксцентризма" вышли сначала "Шинель" (1926), потом трилогия про Максима, а потом и не превзойденные до сих пор кинопостановки по "Дон Кихоту", "Гамлету" и "Королю Лиру"┘

Книжка Александра Караганова - это не только подробная и любопытная биография знаменитого режиссера. Автор не менее подробно останавливается на том, откуда вдруг в советском кино появился такой Шекспир и такой Сервантес. "Личность Козинцева по-ренессансному многогранна. Режиссер, педагог, теоретик, критик, писатель, общественный деятель. И к каждому определению напрашивается прилагательное "выдающийся". Не помешали ему самореализоваться ни мягкость, ни ахти какое здоровье┘"

Одна из книг, написанных Козинцевым, называлась "Наш современник Вильям Шекспир", а учениками его были Эльдар Рязанов и Станислав Ростоцкий, Василий Катанян и Вениамин Дорман, Илья Авербах и Юрий Клепиков┘

Что касается "Дон Кихота", книги, которую многие и многие великие считали оправданием самого рода человеческого, то фильм по ней ведь мог и не состояться. Черкасов и Козинцев поссорились. "Николай Константинович, - сказал Козинцев Черкасову, - на меня актеры не кричат". Ответ был соответствующим: "Григорий Михайлович, а на меня режиссеры не кричат".

Мириться никто не хотел. Съемки были прекращены, а Козинцев даже собирался уехать. Положение спасли парторг съемочной группы и открытое партсобрание. Конфликт, слава КПСС, был улажен, замечательный фильм по великой книге не погиб, не пропал.

Так что, как ни крути, но Коммунистическая партия Советского Союза совершала не одни только кровавые злодеяния, но и добрые дела. За что ей, конечно, спасибо.

Хотя гораздо важней конгениальность режиссера и книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
620
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2568
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1497
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
666

Другие новости