Елена Келлер. История моей жизни. - М.: Захаров, 2003, 272 с.
Гуманистическая цивилизация создала миф о непорочности больных людей. Нас закармливали фильмами о физических уродах, обладавших богатым внутренним миром и грандиозным запасом невостребованной любви. Книга Елены Келлер (1880-1968) разрушает социальные стереотипы. Ее главный нерв - страдание темноты, тоска по свету, который становится все более тусклым. В полтора года писательница перенесла тяжелейшее воспаление мозга, ей сулили смерть, но она выжила, ослепнув и оглохнув. Ответом на безмолвие вдруг погасшего мира была ярость: "...я брыкалась и вопила до изнеможения".
Эта книга, по сути, является попыткой человека отделиться от мрака, понять, чем он отличен от других. Елене Келлер просто повезло: на ее пути встретились люди, чья помощь не позволила ребенку скатиться к ущербному идиотизму. Она предприняла отчаянное путешествие в мир, которого не видела и не слышала. В детстве она плакала, уткнувшись в розовый куст у крыльца дома; она делала вид, что дрожит от холода, когда хотела мороженого. Любимица семьи, первый ребенок, она превратилась в мятущееся от ужаса животное, тщетно пытаясь выразить свои желания. Елена Келлер признается, что больше всего любила, тихо подкравшись к двери, запереть ее за кем-нибудь из домашних, ей хотелось дать им почувствовать, что чувствовала она, запертая в свою тишину: "Однажды утром я заперла матушку в кладовке, где она вынуждена была оставаться в течение трех часов, так как слуги находились в отдаленной части дома. Она колотила в дверь, а я сидела снаружи на ступеньках и хохотала, ощущая сотрясение от каждого удара".
"История моей жизни" - это кропотливая работа памяти, бухгалтерский учет всех своих достижений. Писательнице было семь лет, когда в ее жизни появилась Энн Саливан - учительница, примирившая ее ненависть, помогшая выразить себя. Однажды она поцеловала Елену и написала на ее ладони: "Я тебя люблю" - ребенок попросил объяснить, что такое любовь? После долгих раздражительных попыток понять Елена Келлер разбила фарфоровую куклу и выбежала в сад. Там гулял пони. Девочка прижалась к нему и почувствовала его клеверное дыхание, и поняла: любовь - это, когда хочется играть.
Елена Келлер написала семь книг, прожила 87 лет. Ее воля заслужила уважение самых разных людей, в том числе видных общественных деятелей. Она встречалась с Бернардом Шоу, Эвелин Сид, Джоном Кеннеди. Марк Твен говорил, что в девятнадцатом столетии были две великие личности: Наполеон и эта слепоглухонемая. Ей удалось в своем творчестве обнажить мир больных людей, не требуя сострадания - при ее жизни на Бродвее шли спектакли о ней.
Елена Келлер любила собак и фотографироваться. Свои книги она писала сама, освоив пять видов рельефной печати. Много ездила по миру, занимаясь проблемами физически неполноценных людей.
"История моей жизни" написана спокойным, даже несколько суховатым языком. Пожалуй, лишь впечатления детства отмечены восторженностью, жаждой узнать все, охватить все. В приложениях к книге есть дневниковые записи учительницы Елены Энн Саливан: "Однажды кто-то стал говорить ей о неземном блаженстве, о счастье, которое ожидает нас в другой жизни. "Откуда вы об этом знаете? - пожала плечами с улыбкой Елена. - Вы же ни разу не умирали".
Писательница искренне верила в то, что Богом человеку положено говорить и петь. Выяснив в детстве, что душа невидима, она решила: "Если я напишу, что думает моя душа, слова станут ее телом, и она сама станет видима".