Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. - М.: ОГИ, 2003, 448 с.
Объемный сборник статей по детской литературе составлен преимущественно по материалам трех, в том числе международных, конференций, проводившихся в 1999-2001 гг. кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств. Примечательно, что сюда были включены только статьи отечественных исследователей - прежде всего филологов и психологов, и лишь в очень незначительном числе публикаций можно найти ссылки на западные исследования, причем не у литературоведов и филологов, а у психологов. В то время как на отечественной почве исследования детской литературы только в самое последнее время начали приобретать некие предметные очертания, стал оформляться определенный исследовательский интерес к этим пластам литературы (так, в двух недавних выпусках НЛО появились даже разделы, посвященные детской литературе), на Западе, например в немецком литературоведении, близком к подходам социологии литературы, тема имеет уже достаточно давние традиции и интересные наработки, заслуживающие внимания исследователей.
Сам избранный тип издания - публикации материалов трех различных по темам конференций, представленных статьями небольшого объема, по 7-10 стр., волей-неволей приводит к тому, что сборник становится весьма неровным и мозаичным. Правда, составителями была предпринята попытка задать некую общую тематическую и даже методологическую структуру издания, сконструировать предмет, посредством введения разделов и в некоторой мере концептуального предисловия (Е.Кулешов). Однако набор статей, включенных в разделы, их содержание и избранные подходы к материалу заставляют заключить, что, видимо, post factum сконструированный замысел обещал более интересную реализацию, чем это получилось в конечном итоге.
Хотя главными в предисловии были тезисы о том, что изучение детской литературы требует выработки специфического подхода к изучению коммуникативных процессов в детской литературе, типов адресации, характера рецепции, интерпретации роли посредников в детском чтении (учителей, родителей и пр.), процессов литературной социализации, даже выработки определенного антропологического подхода, предполагающего изучение различных исторических модификаций образов детства в обществе и шире - в культуре, на практике исследователи (прежде всего сами филологи и литературоведы) все же идут по привычным путям. Большинство статей не выходит за рамки обычных для исследований взрослой литературы рутинных подходов к материалу и носят во многом чисто дескриптивный характер. Наиболее интересными при этом оказываются тексты, которые вводят в обиход новый неизвестный или малоизученный материал, будь то поэзия пионерских праздников, пионерских пьес для детской самодеятельности 1920-1930 гг. или ныне забытых книг периода оттепели (в этом весьма интересна статья М.Лурье "Товарищ Папава и великан Блюминг"). Причем их выигрышность на общем фоне складывается именно за счет новизны впервые собранного или вновь возвращаемого в обиход материала (а не глубиной анализа). Кажется интересным и такой подход: в текстах анализируется двойной код, или двойная - взрослая и детская - адресация текста, предложенный в свое время М.Петровским в его книге о Корнее Чуковском.
Одна из лучших статей написана, судя по всему, психологом, по крайней мере в анализе используется методика, принятая в эмпирической психологии. Эта статья М.Осориной "Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского "Букваря" и "Азбуки" А.Бенуа", где дается весьма тонкая и продуманная реконструкция семантики "взрослых" представлений о мире знаний, о процессе обучения, о школе, словесности и пр. и месте самого ребенка, входящего в этот мир. Осуществленная на таком конкретном примере реконструкция образа детства и неких программных представлений взрослого мира в отношении детей, характера их предполагаемой социализации (именно такой подход рассматривался в предисловии к изданию как продуктивный и важный), историческая трансформация этих представлений в сравнении с дореволюционным периодом оказывается содержательной и интересной.
Обращение к детской литературе, как представляется, особенно явно обнажает границы и тупики рутинного литературоведческого анализа, отработанного на взрослой литературе. Выход из такой ситуации - в привлечении к исследованиям эмпирического материала о детском чтении, книгоиздании и пр., а также использование междисциплинарного подхода, в частности исследований по социологии литературы.