0
1542

03.07.2003 00:00:00

Собирая мир детства

Тэги: дети, литература, психология, Кулешов


Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. - М.: ОГИ, 2003, 448 с.

Объемный сборник статей по детской литературе составлен преимущественно по материалам трех, в том числе международных, конференций, проводившихся в 1999-2001 гг. кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств. Примечательно, что сюда были включены только статьи отечественных исследователей - прежде всего филологов и психологов, и лишь в очень незначительном числе публикаций можно найти ссылки на западные исследования, причем не у литературоведов и филологов, а у психологов. В то время как на отечественной почве исследования детской литературы только в самое последнее время начали приобретать некие предметные очертания, стал оформляться определенный исследовательский интерес к этим пластам литературы (так, в двух недавних выпусках НЛО появились даже разделы, посвященные детской литературе), на Западе, например в немецком литературоведении, близком к подходам социологии литературы, тема имеет уже достаточно давние традиции и интересные наработки, заслуживающие внимания исследователей.

Сам избранный тип издания - публикации материалов трех различных по темам конференций, представленных статьями небольшого объема, по 7-10 стр., волей-неволей приводит к тому, что сборник становится весьма неровным и мозаичным. Правда, составителями была предпринята попытка задать некую общую тематическую и даже методологическую структуру издания, сконструировать предмет, посредством введения разделов и в некоторой мере концептуального предисловия (Е.Кулешов). Однако набор статей, включенных в разделы, их содержание и избранные подходы к материалу заставляют заключить, что, видимо, post factum сконструированный замысел обещал более интересную реализацию, чем это получилось в конечном итоге.

Хотя главными в предисловии были тезисы о том, что изучение детской литературы требует выработки специфического подхода к изучению коммуникативных процессов в детской литературе, типов адресации, характера рецепции, интерпретации роли посредников в детском чтении (учителей, родителей и пр.), процессов литературной социализации, даже выработки определенного антропологического подхода, предполагающего изучение различных исторических модификаций образов детства в обществе и шире - в культуре, на практике исследователи (прежде всего сами филологи и литературоведы) все же идут по привычным путям. Большинство статей не выходит за рамки обычных для исследований взрослой литературы рутинных подходов к материалу и носят во многом чисто дескриптивный характер. Наиболее интересными при этом оказываются тексты, которые вводят в обиход новый неизвестный или малоизученный материал, будь то поэзия пионерских праздников, пионерских пьес для детской самодеятельности 1920-1930 гг. или ныне забытых книг периода оттепели (в этом весьма интересна статья М.Лурье "Товарищ Папава и великан Блюминг"). Причем их выигрышность на общем фоне складывается именно за счет новизны впервые собранного или вновь возвращаемого в обиход материала (а не глубиной анализа). Кажется интересным и такой подход: в текстах анализируется двойной код, или двойная - взрослая и детская - адресация текста, предложенный в свое время М.Петровским в его книге о Корнее Чуковском.

Одна из лучших статей написана, судя по всему, психологом, по крайней мере в анализе используется методика, принятая в эмпирической психологии. Эта статья М.Осориной "Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского "Букваря" и "Азбуки" А.Бенуа", где дается весьма тонкая и продуманная реконструкция семантики "взрослых" представлений о мире знаний, о процессе обучения, о школе, словесности и пр. и месте самого ребенка, входящего в этот мир. Осуществленная на таком конкретном примере реконструкция образа детства и неких программных представлений взрослого мира в отношении детей, характера их предполагаемой социализации (именно такой подход рассматривался в предисловии к изданию как продуктивный и важный), историческая трансформация этих представлений в сравнении с дореволюционным периодом оказывается содержательной и интересной.

Обращение к детской литературе, как представляется, особенно явно обнажает границы и тупики рутинного литературоведческого анализа, отработанного на взрослой литературе. Выход из такой ситуации - в привлечении к исследованиям эмпирического материала о детском чтении, книгоиздании и пр., а также использование междисциплинарного подхода, в частности исследований по социологии литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3556
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2129

Другие новости