0
1372

22.05.2003 00:00:00

Импорт иронии

Тэги: детектив, ирония


Практически вся наша массовая культура строилась по западным образцам. Причем, если говорить честно, не по образцам европейским, а по американским. Если точнее - это культура голливудская.

А еще вернее, это особый стандарт, созданный не производителями кинематографа, а его потребителями. Потребители воспринимают этот мир без иронии. Многозначительная серьезность упала в России на благодатную почву. Ведь самый известный русский детектив - "Преступление и наказание" уж и подавно лишен юмора.

С середины восьмидесятых до конца девяностых отечественные писатели-детективщики произвели немыслимое количество угрюмых и злобных книг.

При этом кровавый массовый детектив существовал параллельно попыткам создать российский любовный роман. Эти два стиля несколько лет существовали не пересекаясь, пока наконец не возник женский детектив. Книги Марининой и Донцовой - не совсем синтез этих поджанров.

Русский любовный роман умер - то есть он не состоялся в качестве коммерческого проекта. Такие "женские" романы, то есть романы, ориентированные на женщин-читательниц как на целевую группу, живут в тени женских детективов. А женский детектив, в свою очередь, расслоился на "обычный" и "иронический".

Матерью иронического детектива называют Иоанну Хмелевскую. Парадоксально, что она была известна советскому читателю довольно давно. Не говоря уже о том, что ее первая книга, "Клин", вышла в свет еще в 1964 году. Тиражи переводов Хмелевской на русский язык превышают десять миллионов. И парадокс в том, что эпигонов у нее не было. И вот - началось.

Настоящий иронический детектив появился у нас лишь в конце девяностых. Его главная, системообразующая черта заключается в том, что повествование ведется от первого лица и, с точки зрения читателя, раскрученный PR-образ писательницы совпадает с образом героини.

Вослед героиням Хмелевской ее российские сестры суетятся, делают ошибки, ужасаются им и оттого делают новые промашки, но благополучно добредают до финала.

И эта нескладность еще лучше позволяет читателю или читательнице идентифицировать себя с героиней.

Очень интересно и то, что именно из польских текстов российский масскульт взял традицию иронического детектива, а не из книг Сан-Антонио, другого основоположника жанра. Польша, в восприятии читателя средних лет, была, конечно, заграницей, но заграницей "нашей" - героини Хмелевской путешествовали по миру, как бы "за себя и за ту девушку", то есть для героини польского детектива путешествие было естественно, а вот советскому милиционеру - отнюдь.

Это, пожалуй, единственный случай прямого наследования масскультурной традиции из Европы, а не из Америки.

* * *

Донцова, начавшая литературную карьеру на двадцать лет позже Хмелевской, не открещивается от литературного родства. В одном из интервью, когда ее спрашивали о связи и сравнении с Хмелевской, она отвечала: "Для меня это комплимент. В чем-то мы, конечно, похожи - в ироническом отношении к себе, к окружающим".

Очевидно, что счет женскому детективу предъявляется не литературный. Мериться в гамбургском цирке с зыбкими цифрами тиражей бессмысленно. На вполне комплиментарном сайте, посвященном Донцовой, есть раздел, посвященный опискам и ошибкам. Скажут, что это огрехи редактора, - но специфика массовой культуры, при которой роман пишется за полтора-два месяца, просто не позволяет писать его тургеневским языком. Счет другой - по разряду явлений масскульта.

Понятно, почему на тротуаре перед книжным центром на Пушкинской площади в Москве пока только две тусклые металлические звезды - одна с именем Марининой, а другая - Донцовой. При всей коммерческой ангажированности этих кенотафов они точно отражают ситуацию. Говоря "писатель-детективщик", мы подразумеваем Маринину, говоря про наш "иронический детектив" - подразумеваем Донцову.

Мужчин нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
648
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
643
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
524
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
358

Другие новости