Даже в сравнительно благополучное время напечатать книгу рассказов было безумно сложно. Рассказы прицеплялись к роману, как вагончики к паровозу.
Часто их жизнь начиналась и заканчивалась на страницах толстых литературных журналов - дальше ехать было некуда. Когда рубль пустился плясать вприсядку вокруг доллара, возникла традиция глянцевого рассказа, специально придуманного для тонких, отнюдь не литературных журналов. Прозаический текст нового времени был чем-то вроде щепотки сахарной пудры, которую сыпали на советские еще пончики.
По большей части это были дамские рассказы, разряд слащавой сплетни, мечты о будущем в той эстетике, которую Александр Грин назвал мечтами "галантерейного качества".
"Плейбой", кажется, был первым глянцем, что пытался сломать эту традицию. Но он делал это с уже раскрученными, даже знаменитыми писателями.
Открывать имена - куда сложнее, а вводить целый пласт, нетрадиционный поджанр - сложнее вдвойне. Напомню, что американская популярность Сергея Довлатова пришла именно через журнал.
Примеры, в общем-то, есть. Вот журнал "Другой" затеял особый проект - по введению в глянец добротной фантастики. Например, "Другой" напечатал одного из самых успешных российских фантастов Сергея Лукьяненко, напечатал Юлия Буркина, напечатал вполне "молодого" Леонида Каганова - это действительно вне традиции. Из номера в номер печатается фантастика - не только наша, впрочем, но и зарубежная классика.
Интересно то, что на огромном по емкости рынке массовой фантастической периодики "Другой" занял промежуточное место. Потому как с одной стороны от него - ворох фэнзинов, изданий, сделанных буквально "на коленке", напечатанных энтузиастами чуть ли не на гектографе. Будто подпольщики - листовки, авторы, они же создатели фэнзинов, размножают свои суждения о фантастической литературе. Это правильный, позитивный фон - потому что в литературе работает олимпийский принцип Кубертена - для возникновения одного чемпиона нужен десяток спортсменов того же уровня, сотня - классом ниже и несколько тысяч физкультурников. С другой стороны от начинания живут журналы серьезные, с традиционным подходом, сливками аналитики, эксклюзивными авторами. Их сейчас несколько.
Но "глянца", который знакомил бы читателя с качественной фантастической литературой, раньше не было. То есть - журнала "обо всем", в котором фантастика стала органичным элементом стиля.
Игорь Мальцев, главный редактор журнала, говорит и о перспективе литературного конкурса, построенного именно на рассказе: "Чтобы не ходить по кругу уже известных авторов, мы хотим обратиться к авторам другим, возможно, из провинции". Может, этот конкурс с последующим движением текстов в издательства и придаст фантастическому рассказу новое дыхание.
"Другого", кстати, выдвинули на премию Союза журналистов по номинации "Лучший новый журнал". Ну, не только за проект с рассказами, а так, по совокупности.