Мария Галина. Волчья звезда. Роман. - М.: Махаон, 2003, 411 с. (Зеленая луна).
После долгого перерыва "Махаон" наконец-то возобновил свою серию современной фантастики. Обновленная "Зеленая луна" открывается книжкой для умных. Для тех из нас, кто ценит литературное качество, но в отличие от "самых умных" не обольщается ни вычурно-занудными формами, ни отталкивающими эксцессами супермодного гипернатурализма.
Перед нами - добротная научная фантастика, непринужденно включающая элементы фэнтези. Приключенческий роман, почти квест, непринужденно ныряющий в дебри философской антропологии.
Вот звездные пришельцы, наследники земных колонизаторов Космоса, - простодушные почти по Вольтеру.
Вот бессмертные "андры", малоприглядный срез когдатошних земных элит, - омерзительные почти по Свифту.
Вот одичавшие потомки тех бедолаг, или счастливцев, которым не удалось добиться вожделенной обработки в "имморталиях", - этнографичные почти по Фрезеру.
Не буду пересказывать сюжет. Приключенческую книжку приятней читать, не зная, что будет дальше и чем все кончится. Тем более когда автор охотно раскрывает свои карты, раз за разом доставляя читателю удовольствие от подтвердившейся догадки, и притом умудряется кое-что припрятать в рукаве.
Все же какие-то узлы придется развязать - с тем чтобы дать читателю представление о пресловутом "что хотел сказать автор". Вернее - о чем он вопрошает своей книгой.
Итак. Первые попытки дальнего звездоплавания потерпели крах. Экипажи не выдержали психологических перегрузок, и это привело к чудовищным вспышкам агрессии, смертоубийству и суициду. После чего была задействована экспериментальная программа глубинного перепрограммирования психики - с установкой на гуманитарные ценности, культурное наследие, литературу и искусство, широкую толерантность вплоть до своего рода ксенофилии. Параллельно разворачивалась программа, призванная осуществить "вековую мечту человечества" - победу над старостью и смертью. Мечта воплотилась в техническое решение - и глобальные последствия оказались катастрофическими. Здесь, на мой взгляд, главный нерв этой книги. И надо отдать должное Марии Галиной, взявшей лежащую, как говорится, на поверхности - и тем не менее почти не тронутую со времен Свифта тему - и разработавшей ее с железной логикой и бесстрашием естествоиспытателя. Совершенно логично, что сверхзащищенные, закапсулированные "андры" предстают в романе размытыми безликими коконами. Их летучие Города Мертвых появляются как предвестники беды - в предвкушении "горячих" зрелищ. И если неизбежный этический конфликт между ними и звездными репатриантами протекает бесконтактно, то конфликт между смертными аборигенами и "ищущими человека" звездоплавателями разрешается трагически.
Вне взаимодействия с мыслящим человечеством эти звездоплаватели, являющие собой по существу "одухотворенное ничто", обречены. И вот одна группа пришельцев занимается наивным прогрессорством, тщетно пытается примирить враждующие племена - и становится жертвой первобытного коварства. Другая - в поисках высшего разума ударяется в мрачную мистику, а та, как водится, наносит ответный удар.
"Вы как в этой истории про дурацких ахейцев - там тоже были такие┘ пришли с неба, помогали то одним, то другим, совались повсюду. И чем все это кончилось? Целых двадцать лет воевали, а потом эти кочевые ублюдки взяли верх, а одного-единственного достойного человека после смерти еще и обесчестили - за лошадью таскали", - говорит местная девочка Выпь пришельцу Улиссу. И эта коллизия - еще один центр напряжения, пусть и не слишком оригинальный, зато подкупающий лепкой характеров и убедительной псевдоэтнографией.
Быть может, кое-кому роман покажется бедноватым по части "секса и насилия". И правильно. Не потакать же, в самом деле, тем "андрам", которые так или иначе сидят в каждом из нас.