Леонид Каганов. Харизма. - М.: АСТ, 2002, 400 с.
Леонид Каганов чрезвычайно интересный автор среди нового поколения фантастов. Во-первых, он сравнительно недавно стартовал в этом качестве, но уже собрал ворох дебютных премий на многочисленных Конвентах фантастики со своей "Коммутацией". До этого у Каганова, кажется, был еще один роман - правда, не фантастический. Во-вторых, автор достаточно известен - как автор просто текстов и текстов песен для телевизионного проекта "О.С.П.-студия". В-третьих, автор "Харизмы" и "Коммутации" - человек, абсолютно естественно себя чувствующий в сети, участник многих интернет-проектов.
Одним словом, это человек, пришедший в фантастическую литературу как бы со стороны. Не снизу, из угрюмого дна массовой культуры, не сверху - из возвышенной и часто маргинальной "элитной" литературы, а именно со стороны высоких технологий телевидения, PR, рекламы и прочих самодостаточных жанров, в которых тем не менее существует и слово. Поэтому так показателен опыт Каганова с обоими романами.
Сюжет "Харизмы" повязан с "Коммутацией", но связь эта непрочна - можно читать эти тексты в любом порядке, хотя действие "Харизмы" происходит на несколько лет раньше действия "Коммутации".
Сюжет настолько традиционен, что его неловко и пересказывать, - несколько точек Посещения (Канада, Россия, Австралия), заставляющие вспомнить револьверные дырки в земном шаре из "Пикника на обочине", космические зонды, посланные инопланетными пришельцами, ничего не подозревающие земляне, что попали под их воздействие.
А воздействие это приводит к появлению сверхъестественных способностей, умению превращаться в людей и зверей, летать и плавать по водопроводным трубам, а также распадаться на части. Это можно встретить в тысяче других книг.
Что спасает Каганова от унылого повторения телевизионных сериалов и таких же серийных книг о вторжении инопланетян, так это юмор и хорошо прописанные диалоги.
Интересно и другое - в середине романа компьютерные шуточки, молодежный сетевой сленг, на котором главный персонаж Каганова говорит не только со своими приятелями, но и с самим господом Богом, сменяется очень интересными описаниями сложных систем. Что понимается под сложной системой? А вот что - внутреннее устройство человеческого сознания.
Герой-оборотень путешествует внутри собственного сознания точь-в-точь как герои знаменитой "Нирваны". В какой-то момент оборотень-программист залезает в собственную память, что оказывается похожа на огромную библиотеку, - он идет мимо стеллажей, глядит на корешки книг и обнаруживает, что стоит около полки со школьными учебниками. А как начнет их доставать - глядь, а все страницы пустые. Только в углу одной страницы учебника химии написано: "валентность водорода равна четырем", потому как химию герой и не учил особенно.
Эти детали, как и хорошо прописанные превращения персонажей (вот человек превратился в собаку, потом в медведя, потом протек как вода сквозь решетку милицейского отделения - ан нет, ботинки останутся внутри камеры) - создают колорит кагановской прозы. Картинки эти мгновенны, они родом из малых жанров. А уж в миниатюрах Каганов пока чувствует себя более уверенно.