Графика русских художников от А до Я. - М.: Слово, 2002, 288 с. илл.
Главная особенность этого альбома заключается в том, что вещей, здесь опубликованных, вы скорее всего никогда в оригинале не увидите.
Почему?
Во-первых, потому, что большинство из них позаимствовано из частных собраний. Ранее они нигде не воспроизводились, и маловероятно, что и впредь кто-нибудь из владельцев решится обнародовать состав своей коллекции. Времена не те.
Во-вторых, графика вообще малопригодна для экспозиции. Солнце, воздух и вода закаляют человека. Бумага же, акварель и графит под их воздействием гибнут прямо на глазах: рисунок бледнеет, фон выцветает, карандаш сыплется. Поэтому даже музеи, как правило, с графикой осторожничают. Первая забота музейщиков - сохранить произведение искусства и уж во вторую очередь - демонстрировать народу его национальное достояние.
Есть, впрочем, и еще одна причина, почему мы, вслед за издателем рекомендуем даже очень взыскательному любителю искусства удовольствоваться альбомной иллюстрацией вместо оригинала. Графика принадлежит к роду искусств, который не просто плохо переносит выставочную атмосферу: она вообще для публичности не предназначена. Это живопись, одетая в пышные рамы, выставляет себя на всеобщее обозрение. Акварель или карандашный набросок, напротив, искусство камерное, интимное. Только взяв в руки лист, приблизив его к глазам, потом отстранившись, прищурившись, можно вдосталь налюбоваться рисунком: проследить за тем, как зарождается, крепнет и сходит на нет контурная линия, как плавно сгущаются тени фона, как нежно - точь-в-точь капризные блики света - вкраплены белила, как безобразно расплывшиеся цветовые пятна складываются в точеный объем...
В общем, современная полиграфия призвана сгладить вопиющую недемократичность такого искусства, как графика. Вы открываете альбом и неспешно, лист за листом, его просматриваете, так, словно это и не тиражные иллюстрации вовсе, а ваша собственная десятилетиями создававшаяся коллекция.
Однако раритетность иллюстраций и качественная полиграфия - не единственные достоинства альбома. 288 страниц иллюстраций - это 288 русских художников, так или иначе проявивших себя на ниве рисования. Известных - таких, как Карл Брюллов, Александр Бенуа или Константин Сомов. Менее известных, как, например, театральный декоратор Михаил Бобышев. И совсем неизвестных вроде Дмитрия Бенкендорфа, высокородного дилетанта, завсегдатая "Акварельных пятниц" Академии художеств.
Текста в альбоме немного. Краткая справка по артистической биографии художника в два абзаца, да и только. И, как вы, наверное, уже поняли, ровно по одной иллюстрации на каждое имя.
Негусто? Да, негусто.
Но, с другой стороны, вполне достаточно для справочно-познавательных целей. Ведь рисунок - все равно что образец почерка: одно-единственное движение линии способно выдать руку художника "с головой".
Так что не взыщите понапрасну: одного листа вполне достаточно, чтобы раскрыть самую сокровенную сторону изобразительного искусства.