0
1230

26.12.2002 00:00:00

Вся правда о художниках

Тэги: графика, художник


Графика русских художников от А до Я. - М.: Слово, 2002, 288 с. илл.

Главная особенность этого альбома заключается в том, что вещей, здесь опубликованных, вы скорее всего никогда в оригинале не увидите.

Почему?

Во-первых, потому, что большинство из них позаимствовано из частных собраний. Ранее они нигде не воспроизводились, и маловероятно, что и впредь кто-нибудь из владельцев решится обнародовать состав своей коллекции. Времена не те.

Во-вторых, графика вообще малопригодна для экспозиции. Солнце, воздух и вода закаляют человека. Бумага же, акварель и графит под их воздействием гибнут прямо на глазах: рисунок бледнеет, фон выцветает, карандаш сыплется. Поэтому даже музеи, как правило, с графикой осторожничают. Первая забота музейщиков - сохранить произведение искусства и уж во вторую очередь - демонстрировать народу его национальное достояние.

Есть, впрочем, и еще одна причина, почему мы, вслед за издателем рекомендуем даже очень взыскательному любителю искусства удовольствоваться альбомной иллюстрацией вместо оригинала. Графика принадлежит к роду искусств, который не просто плохо переносит выставочную атмосферу: она вообще для публичности не предназначена. Это живопись, одетая в пышные рамы, выставляет себя на всеобщее обозрение. Акварель или карандашный набросок, напротив, искусство камерное, интимное. Только взяв в руки лист, приблизив его к глазам, потом отстранившись, прищурившись, можно вдосталь налюбоваться рисунком: проследить за тем, как зарождается, крепнет и сходит на нет контурная линия, как плавно сгущаются тени фона, как нежно - точь-в-точь капризные блики света - вкраплены белила, как безобразно расплывшиеся цветовые пятна складываются в точеный объем...

В общем, современная полиграфия призвана сгладить вопиющую недемократичность такого искусства, как графика. Вы открываете альбом и неспешно, лист за листом, его просматриваете, так, словно это и не тиражные иллюстрации вовсе, а ваша собственная десятилетиями создававшаяся коллекция.

Однако раритетность иллюстраций и качественная полиграфия - не единственные достоинства альбома. 288 страниц иллюстраций - это 288 русских художников, так или иначе проявивших себя на ниве рисования. Известных - таких, как Карл Брюллов, Александр Бенуа или Константин Сомов. Менее известных, как, например, театральный декоратор Михаил Бобышев. И совсем неизвестных вроде Дмитрия Бенкендорфа, высокородного дилетанта, завсегдатая "Акварельных пятниц" Академии художеств.

Текста в альбоме немного. Краткая справка по артистической биографии художника в два абзаца, да и только. И, как вы, наверное, уже поняли, ровно по одной иллюстрации на каждое имя.

Негусто? Да, негусто.

Но, с другой стороны, вполне достаточно для справочно-познавательных целей. Ведь рисунок - все равно что образец почерка: одно-единственное движение линии способно выдать руку художника "с головой".

Так что не взыщите понапрасну: одного листа вполне достаточно, чтобы раскрыть самую сокровенную сторону изобразительного искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1781
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1118
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
813
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1098

Другие новости