Григорий Кружков. Лекарство от Фортуны. Поэты при дворе Генриха VIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2002. 528 с.
Вопреки своему обыкновению редакция решила дважды в одном номере упомянуть одну и ту же книгу. Хотя "Лекарство от Фортуны" выбрана одной из трех лучших книг года по разделу "Искусство книги", но и содержание ее представляется нам заслуживающим внимания.
Правильнее даже было бы сказать, что у нее несколько содержаний и двигаться по ней можно разными маршрутами.
Можно, например, читать стихи, роскошную старинную поэзию, шуршащую парчой и шелестящую шелками (переводы Григория Кружкова, сами понимаете!). Здесь любитель поэзии найдет все, чего душа пожелает, от верноподданных чувств до тонкостей придворной жизни, от высокой лирики до мелкого хулиганства:
Женись на Флавии, мой
дорогой!
В ней сыщешь все, что было
бы в другой
Прекрасным: не глаза ее,
а зубы
Черны, как ночь; не грудь ее,
а губы
Белей, чем алебастр; а нос -
длинней
Ее, как перлы, редкостных
кудрей;
Глаза - красней бесценного
рубина;
И если взвод не в счет,
она невинна.
(Джон Донн)
А читая стихи, по дороге прихватывать глазом то кусочек комментария, то картинку.
Люди ученые и серьезные, конечно, примутся читать сам комментарий, мудро рассудив, что это и не комментарий вовсе, а как раз сама книжка и есть: интересное сочинение известного филолога Кружкова об английской культуре. О политике в эротике и эротике в политике, об английской монархии и английских сумасшедших домах; и, хотя названия вроде "Том из Бедлама, перпендикулярный дурак" и могут кое-кого сбить с толку, понимающие люди сообразят: это книга о великой английской литературе. И будут тоже совершенно правы.
А найдутся и такие читатели, которые захотят начать с картинок и уж от них переходить к чтению. Картинки в книге замечательные, а главное - их много; вот дома, а вот корабли, и нарядные господа, писавшие стихи, и восхитительные дамы, которым эти стихи посвящались. А еще - туфельки, бабочки, роза, карандашик... Стоп. Откуда здесь карандашик? Не было карандашей в шестнадцатом веке!
А это опять Кружков. Стишок написал. Карандашиком:
...я добрался до Нориджа
за два часа,
Трижды мраком окутывало
небеса,
Трижды радуга в небе
вставала;
Только вышел на площадь -
посыпался град,
Три последних такси
отвалило подряд
Предо мной с остановки
вокзала;
Оглянулся - ни друга
в пространстве пустом:
Лишь одна, притворившись
увядшим листом,
На ступенях душа
танцевала.