Анна Малышева. Любовь холоднее смерти: Роман. - М.: Центрполиграф (Криминальный талант), 2002, 462 с.
Даже вампир, насосавшись чужой кровушки, лежит в изнеможении на траве-мураве, смотрит в небо и мечтает об Ангелине Вовк. Или о том, что пора уж, пора наконец обустроить Россию. Так и авторы криминальных романов. Натешившись трупами, убийствами и пр., они садятся за компьютер и начинается все так же, как у Ивана Тургенева: первая любовь, вешние воды┘ Анна Малышева, впрочем, никогда особой кровожадностью не отличалась. Данный роман - не исключение. Вместо трупов - пропажа мужа и неоконченный роман Диккенса. Главная тайна - тайна рождения. Все - как у старых беллетристов. Вообще идея написать криминальный роман без криминала, но с интригой - идея очень хорошая. К тому же, что называется, ко времени. "Караул! - кричит современный читатель. - Устал! Устал от расчлененных трупов, от мордоворотов бизнеса и прочей "криминухи". Хочется, чтобы было интересно, но без "расчлененки". Здесь именно тот самый случай.
Другое дело - собственно детективная, расследовательная составляющая. Увы, сплошные совпадения, случайности. Все оказываются друг другу родственниками, по улице невозможно пройти, чтобы опять же совершенно случайно не подглядеть что-нибудь очень важное. К тому же самое первое подозрение (и читательское, и всех почти персонажей), самое простое объяснение того, куда и почему пропал муж, и есть единственно верное. По сути - никакого финала, где все расставлено по полочкам. Ах, этот-то, как бы спохватывается автор, ну с ним все в порядке - и в двух словах, чтобы скорее отделаться, рассказывает финал основной интриги. Если, конечно, интрига с пропавшим мужем основная. Она должна быть основной - серия, в которой вышел роман, обязывает. Но читатель предполагает, автор располагает.
Малышева в отличие, скажем, от Марининой или Кивинова принадлежит к числу детективщиков литературных. Она не вор и не милиционер, а писатель. Потому литературы в ее романах, может быть, даже слишком много. Я-то учился в Литинституте, мне смешно и радостно читать про тамошнего преподавателя Ивана Ивановича (имеется в виду писатель и переводчик Иван Карабутенко), но непосвященного это отвлекает. А вот сюжет с Эдвином Друдом (героиня не только ищет гуляку-мужа, но и дописывает неоконченный и загадочный роман Диккенса) великолепен. Вот это и впрямь детектив. Малышева в отличие от героини роман не дописывает, но предлагает свою версию, очень остроумную. Это и впрямь интересно, захватывающе, да и Диккенса хочется перечитать.