0
1033

15.08.2002 00:00:00

Точка сингулярности

Тэги: Скаландис


Ант Скаландис. Причастных убивают дважды. - М.: Вече, 2002, 430 с.; Ант Скаландис. Причастные. Скрытая угроза. - М.: Вече, 2002, 430 с.; Ант Скаландис. Миссия Причастных. - М.: Вече, 2002, 430 с.

Есть такое явление в массовой литературе - сага-боевик, который живет по своим законам, будто сложное химическое соединение. Сюжеты боевика перемешиваются с элементами фантастики (так, например, у Доценко в знаменитой саге о Бешеном, откуда ни возьмись лезут в текст космические силы. У Головачева, наоборот, в сложном эзотерическом растворе растут кристаллы схваток и поединков. Эта химия интересна с точки зрения теории массовой культуры, но куда менее - потребителю масскульта.

Ант Скаландис идет по пути, который описан первым, - собственно фантастического элемента в его серии романов о Причастных мало. Ну, обладает один из героев странным свойством, выпив рюмку спиртного, крушить все и вся, приобретает страшную силу - так с кем не бывает. Ну, есть у других героев свойство предвидеть опасность. Случается.

Однако есть у Скаландиса идея о точке сингулярности, попав в которую нужные люди получают сокровенное знание, исполняются их желания. Автор романов - человек чрезвычайно химически образованный, а обычному читателю нужно объяснить, что среди прочих определений точки сингулярности есть и химическое. Лет сто назад химики столкнулись с проблемой согласования химической диаграммы диссоциированных и недиссоциированных соединений. В первом случае на диаграмме - одна кривая, а во втором - две. Придумали, что можно считать две кривых, образующих угол, одной (ее отрезки можно продолжить и соединить в виде петли для наглядности). Точка становится особой - двойной узловой точкой. Вот вам внизу даже рисунок.

Словосочетание это, красивое и загадочное пустилось гулять в художественной литературе. Только есть в нем (с той, с химической точки зрения) одна особенность - вообще-то никакой петли не надо, она не является геометрически необходимой, поскольку геометрия позволяет считать две кривые за одну - более высокого порядка.

Но не надо пугать читателя терминами. Тем более в эпопее Скаландиса эта точка мало воздействует на сюжет. Это нормальное приключенческое повествование, в котором десятки людей стреляют друг в друга, штурмуют на танках загородные виллы в России, носятся с пластиковой взрывчаткой по Германии, взлетают на воздух дома, повсюду валяются трупы.

Но настоящая фантастика рядом. Скаландис рассказывает о людях, решивших создать интернациональную спецслужбу. Спецслужба эта не подчиняется никому - ни ООН, ни Наместнику Святого престола. И главная ее особенность в том, что состоит она из Честных и Хороших людей. Вот где фантастика, а вовсе не в существовании инопланетян или сыра, годного для бутербродов.

Ведь абсолютно все службы специального назначения создавались именно так - в целях объединения Честных и Порядочных, для насаждения Добра и Справедливости, Безопасности и Спокойствия. Все эти организации чрезвычайно полюбили заглавные буквы и по ним только и известны обывателю. А воз (и мир) поныне там. Ничего в нем не изменилось с добром и справедливостью - они все также начинаются со строчных букв.

На голову персонажей Скаландиса, кстати, в какой-то момент сваливается замечательное предсказание тибетского мудреца: "Конец света наступит в точности, как предсказано, - в ночь с тридцать первого декабря двухтысячного года на первое января две тысячи первого, но никто, ни один человек в мире, не заметит этого, и люди продолжат жить на Земле как ни в чем не бывало".

Пути героев извилисты, как траектории частиц в хитроумном растворе, их броуновское мельтешение наполняет все три книги, и очевидно, что запаса кинетической энергии хватит еще на несколько. Скаландис при этом сделал все книги практически автономными друг от друга. Свары спецслужб в них запутанны, их химия сложнее, чем булькающее варево на коммунальной кухне. Они круче, чем теория вековой давности о точке сингулярности. И один из героев справедливо замечает: "Нормальный разговор кончился, началась какая-то чудовищная мистика, и я сам не знал, чего мне хочется больше: то ли напиться и снова трахаться с Вербой, то ли все-таки напрячься, сосредоточиться и попробовать понять все до конца".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2349
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1558
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1188

Другие новости