Свержин В.И. Крестовый поход восвояси. - М.: АСТ, 2002, 413 с., Свержин В.И. Все лорды Камелота. - М.: АСТ, 2002, 396 с.
Историческая фантастика наряду с любовно-сентиментальным романом и ретродетективом - это те три модификации, в которые трансформировался в наше время классический исторический роман. В современной российской фантастике исторический жанр представлен двумя: альтернативной историей и криптоисторией (то есть тайной, закулисной). Однако есть и смешанный тип. К нему относится и цикл Владимира Свержина о приключениях сотрудников Института экспериментальной истории в параллельных мирах. Недавно в серии вышли два новых романа: "Крестовый поход восвояси" и "Все лорды Камелота".
Автор произведения на историческую тему иногда хочет провести исторические параллели с современностью, не имея возможности говорить открыто, то ли нуждается в особом, экзотическом фоне для того, чтобы оттенить страсти людские, или пытается разгадать ребус, заданный Клио. Читая романы Свержина, ловишь себя на мысли, что автор ставил своей сверхзадачей все это одновременно. В его книгах находишь и аллюзии, и экзотический фон, и разгадки ряда тайн Истории. Одновременно с попытками "переиграть" историю нашей Земли.
Для своих романов или, как предпочитает говорит автор, "метаромана", разбитого на части по полиграфическим причинам, Свержин избирает разнообразные времена и события. Из разряда тех, которые хоть и были некогда обыграны его предшественниками, но где осталась лазейка для ума историка-экспериментатора и кое-что недосказано. Так и в новых двух частях романист заставляет своих неразлучных героев Вальдара Камдила и Сергея Лисиченко выиграть битву на Калке, разгадать тайны ордена тамплиеров, способствовать экуменическому процессу создания вселенской церкви ("Крестовый поход восвояси"), прояснить некоторые темные места в труде сэра Томаса Мелори, споспешествовать устранению престолонаследственной неразберихи в Англии после гибели короля Артура ("Все лорды Камелота") и пр. Нужно признать, что делается это все на достаточно профессиональном уровне. Не в пример многим нашим фантастам, пишущим на исторические темы, Свержин погружен в материал, в описываемые эпохи. Он практически всегда точен даже в мелочах и деталях. За редкими исключениями вроде названия "Колизей" (с прописной буквы) применительно к обычному древнеримскому цирку или "перины", неизвестно откуда взявшейся во времена Круглого стола.
Романист хорошо овладел и сюжетосложением, хотя порой динамика в его книгах ослабевает и сюжет "зависает" за счет проходных сцен и эпизодов. Пожалуй, самый большой упрек автору - это ряд характерологических упущений. Сергей Лисиченко по прозвищу Лис - самый живой образ "метаромана". Его колоритная речь оживляет страницы, но не стоит забывать того, что смешно нашему читателю, практически не может быть адекватно воспринято иноязычными персонажами, даже с помощью всесильного переводчика "Мастерлинк". Средневековые европейцы и азиаты недоуменно внимают цитатам Лиса из Пушкина, Маяковского и других авторов, выдаваемым за особый шифр "венедского" языка. Историческая проза, даже фантастика, не терпит и малейших несообразностей в области местного колорита и исторического нравоописания.