Ольга Елисеева. Сокол на запястье. - М.: АСТ, 2002, 444 с.
Славно жить в Гиперборее,
Где родился Аполлон,
Там в лесу гуляют феи,
Дует ветер аквилон...
Юнна Мориц
На деле не так уж славно. Прячутся в пещерных святилищах кровожадные жрицы Великой матери, варят забредших на огонек мужчин в котлах дикари-людоеды, рыщут по степям в поисках добычи бабы-амазонки, отрезающие рабам уши, нос и прочие выступающие части тела. Да и сама Геката, Трехликая, Великая мать материализуется то здесь, то там, требуя положенной жертвы - трепещущего мужского сердца, печени, кровушки... А то, угрожает, прервется круговорот времен, земля не станет родить, высохнет поле... Мужчины поначалу терпели-терпели... А потом взяли и восстали...
Греческая мифология наряду с кельтской стала для писателей фэнтези живительным источником. Достаточно вспомнить блистательную "Загадку Прометея" Лайоша Мештергази. Или мифоэпосы харьковчан Олди и Валентинова. И нам это ближе - по всему Причерноморью шуршит ковыль в выветренных греческих полисах.
Елисеева, историк по образованию, пишет фэнтези жесткую, я бы сказала, не по-женски. Впрочем, как мы видим, и женщины в ее романе ведут себя не по-женски, в тавернах абрикосовку хлещут, требуя вина, рыбы и мальчиков, с седла не слазят, ножом и луком орудуют только так, верховодят в племенах... Жестоки бабы, но милосердие, как говаривал один литературный персонаж, порой стучится в их сердца - вот полюбила сестра царицы амазонок Бреселида грека Делайса, временного мужа царицы. Полюбила и пожалела. А у грека на женское равноправие совсем другие взгляды. И уже готовит исподтишка Делайс восстание мужчин, кует запретное оружие, собирает отряды...
Вообще-то подобные романы нужно настоятельно рекомендовать нашим феминисткам. Поскольку они склонны цветущий рай матриархата беспардонно идеализировать. А, в сущности, любая абсолютная власть, как сказано еще одним литературным персонажем, развращает абсолютно. Озверевшие бабы на зоне ведут себя порою так, что никакому мужику не приснится. Сходный мотив, пожалуй, прослеживался у Марии Рено в ее "Тезее" - временный муж, номинальный царь, заложник Великой матери, в конце концов оказывается царем не номинальным, не жертвенным - а Истинным. И заводит свои, продвинутые порядки. И удостаивается личной и пристальной ненависти Великой матери. Но Елисеева все же пишет не историческую реконструкцию, а фэнтези. И потому в ее Тмутаракани, она же Пантикопея, можно найти и грифонов, и сатиров, и мудрых кентавров, волшебные атрибуты, да и самого бога Пана... А заодно и прочих богов, выведенных, кстати, достаточно неприглядно - Аполлон, которому наскучила его роль мальчика на посылках у Трехликой, лукавый и беспринципный Гермес, трусоватый, туповатый Зевс - все они повязаны с Великой матерью неразрывной связью - и все пытаются освободиться...
Впрочем, женщины, как уже отмечено, не такие плохие - им не чужды жалость и милосердие, беспримерная отвага и истинно женское самопожертвование. Да и мужчины те еще спасители мира - вон, мудрых кентавров перебили... а кого и выхолостили - в упряжку да на полевые работы... Бабы-то кентавров все-таки не обижали. И козлоногих сатиров не трогали. Скорее даже, наоборот. Любили они их время от времени. Женщина, она к природе ближе.