Александра Маринина. Комедии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 192 с.
Теперь, после известного эксперимента с романом-эпопеей, Александра Маринина выпустила книгу пьес. Пьес в книге всего две - одна с длинным названием "Брошенная кукла с оторванными ногами", вторая - уже с приземленным "Ну, ребята, вы попали".
Первая - возвращает читателя и потенциального зрителя в мир конца семидесятых, с его драматургией малых дел, "спешите-делать-добро", с бытовой нравственностью советского образца. У некоторых, правда, эта нравственность ассоциируется с разрешенным неворованным воздухом, ну так все люди разные.
Вторая - это уже милицейский детектив. Решение там очень интересное - ходит-бродит по сцене дух нового русского, тело которого лежит в реанимации. Все происходит как в известном анекдоте, когда покойник то появляется, то исчезает, не успев выпить в раю. Подслушивает дух разговоры своих близких, что его ненавидели (для потенциального покойника это новость). В результате новый русский не помер, а сошел с ума, дух исчез, а все оставшиеся герои начали козырять друг другу милицейскими удостоверениями. На что и как они попали - непонятно. Такое впечатление, что с текстом случилась какая-то особая криминальная история, и финал в нем нужно искать особенным способом - например, при помощи дедукции.
Надо сказать, что любые пьесы, напечатанные в книжке, всегда производят странное впечатление. За краем страницы маячит вопрос - заговорят ли персонажи на реальной сцене.
При этом пьесы Марининой вполне сценичны. Героев мало, расшитые золотом камзолы не нужны, особых эффектов кроме мелодекламации не требуют.
Имя автора выведет их на большую дорогу театра или телевидения. Последнее более вероятно.
Одним словом, знатный автор продолжил экспансию внутрь жанров мировой литературы. Маринина как автор что называется, культовый, стала заложницей своей культовости. Акунин имел длинную интеллектуальную предысторию, совершая путь в детектив. Маринина же уклонилась от своего культового статуса, и начала играть на поле общем литературном поле. Это сознательный риск, потому что скидок за прошлые заслуги и тиражи там нет. Но попытка движения против общего течения словесности, которая как раз к детективу и движется, вызывает уважение.
Ну, а следующая книга станет, видимо, книгой поэм.