-ЮЛИЙ, подозреваю, что в тебе пропал видный лепидоптерист - бабочки занимают значительное место в твоем литературном (повесть "Бабочка и василиск", роман "Цветы на нашем пепле") и песенном ("Vanessa io") творчестве. Ты неподражаем в умении находить связь между узорами на крыльях бабочки и чудесами мира. Откуда это? Прокомментируй, пожалуйста.
- Во-первых, просто красиво - цветы, которые еще и летают. Я бы любимой девушке с удовольствием бы подарил букет бабочек, а она бы их отпустила в небо. Красиво? Во-вторых, меня завораживает идея превращения гусеницы в куколку, а затем в бабочку - три совершенно разных организма с разными функциями... В-третьих, завидно: нам приходится все о хлебе насущном думать, лишь изредка - любить, а бабочка всю "прозу" проходит предварительно в инкарнации гусеницы, а потом порхает и любит, ни о чем не думая.
А к конкретным насекомым у меня любви особой нет, я же не энтомолог.
- Претензии некоторых критиков относительно недостатков романа "Цветы на нашем пепле" сводились в основном к тому, что люди-бабочки анатомически невозможны, а уж летать они ни за что бы не смогли.
- Об этом еще поспорить можно. Это утверждают люди из той породы, которые никогда в жизни и в самолет бы не поверили, пока не увидели его своими глазами. Но были другие люди, которые, несмотря ни на что, заставили летать то, что тяжелее воздуха, и теперь это - общее место. Я, например, до сих пор не могу поверить в электрического ската и, пока эта рыбина не шарахнет током лично меня, не поверю. А еще есть рыбы с фонариками... Жизнь - это чудо, в ней множество форм, в которые невозможно поверить, не потрогав руками.
Надо учесть при том, что теплокровные - это одно, а насекомые - совсем другое. Пограничная форма может дать сюрпризы. Что же касается полулюдей (прежде всего полудев)-полубабочек, то этот образ давно беспокоит фантазию художников от Фразетты до Севы Мартыненко. Это и впрямь красиво, но всегда - кич. Я же попытался в своей книге, сохранив красоту, отойти от законов кича. Мои "бабочки" и нужду справляют, и трахаются не по-детски.
- Созданию вашего с Константином Фадеевым романа "Осколки неба, или Подлинная история "Битлз" предшествовала цепь загадочных событий и совпадений...
- Чудом и мистикой было бы, если бы по этой книге поставили художественный фильм. И его поставят, правда, скорее всего через десятки лет, когда "Битлз" станут эпосом и когда портретное сходство перестанет быть сдерживающим фактором. Кинутся за материалом для сценария и увидят, что лучше этой книги ничего нет.
- В 1994 году ты проделал необычный эксперимент - выпустил сборник "Бабочка и василиск" в комплекте с музыкальной пластинкой. Предполагается что-либо подобное в будущем?
- Cкоро должен выйти мультимедийный диск, там будут все мои книги и больше полусотни студийных записей песен (все, что было на прежних дисках и три новых) в формате mp3.
- Помогают ли музыкальные таланты литературе?
- Скорее мешают - в том смысле, что вызывают недоверие к моей писательской состоятельности. У людей не укладывается в голове, что один и тот же человек может писать и хорошие песни, и хорошие книги. А помогают на опосредованном уровне: учат ощущению гармонии, ритма. Время музыка, конечно, отнимает много, а толку от нее (в смысле материальной отдачи) мало, но "не хлебом единым". Это хобби, это для души. Я, может быть, книги-то пишу только для того, чтобы иметь возможность и время заниматься музыкой. (Шутка.)
- Кстати, как дела с песней (песнями) написанной для сериала "Дневной Ночной дозор" по роману Сергея Лукьяненко? Войдет ли она в будущий фильм?
- Понятия не имею. Не ко мне вопрос, а к Сереге и к "АСТ". А я далеко живу от мест, где делают фильмы. За что не люблю столицу, так это за уклончивость...
- Теперь о твоем последнем романе "Звездный табор, серебряный клинок". Зачем ты разместил в интернете инструкцию по эксплуатации этой книги, ведь доступ в сеть имеют далеко не все читатели? Проблемы с редакторами были у многих фантастов (Дяченко, Логинов, Еськов и другие), некоторые авторы даже прекращали сотрудничество с обидевшими их издательствами. А может быть, все это пиар?
- Доступ имеют не все, но я оправдался хотя бы перед этими. Прекращать сотрудничество я не собираюсь, Леониды Шкуровичи на дороге не валятся. Хорошо, хоть этот нелепый случай произошел с самой неказистой моей книжкой. Насчет пиара тоже верно. Я хотя бы частично попытался обратить минусы в плюсы. Не скрою, помещенное в интернет письмо я предварительно согласовал с издательством. Обрати внимание, в нем нет наездов на "ЭКСМО" - и не потому, что их вымарали, а потому, что их и не было. Целью инструкции не было ссориться с "ЭКСМО", цели были другие, названные выше.
- Возможен ли фантастический Союз (профсоюз) писателей (и не только писателей)?
- Возможен. Но сейчас я против него. Такая структура была бы полезна в те "полусоветские, полутоталитарные" времена, когда издательский бизнес и книжный рынок только формировались. А теперь - все. Поезд ушел. Поток дерьма уже сломал все, в том числе и этические, плотины. Я не поверю, что сегодня подобная организация будет преследовать не коммерческие, не клановые, а нравственные интересы.
- Кто еще у вас в Томске пишет фантастику?
- Был очень известный писатель-фантаст, настоящий мэтр, Виктор Колупаев, который, к сожалению, скончался этой весной. Есть Саша Рубан, Сергей Смирнов, Паша Фаенко недавно появился на горизонте. Ну, я. Добавим в этот список и Фадеева, хотя он все-таки больше юморист. Есть Анна Богданец, Ирина Ежова, у которых книг пока не выходило, но обязательно выйдут... Кого-то еще я забыл, прошу прощения заранее... На самом деле - это безумно много. Потому что в Кемерово, например, нет ни одного заметного фантаста, в Омске - ни одного, в Красноярске только Михаил Успенский остался, а Лазарчук в Питер перебрался. Томск пропитан чем-то таким, что заставляет людей думать по-особенному...
Концентрация талантливых людей в Томске слишком высока. Это и хорошо, с одной стороны, но в житейском смысле не слишком удобно. Если, например, все живущие в городе - актеры, кто же в театры ходить будет?