Басманова Е., Вересов Д. Кот госпожи Брюховец. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002, 319 с.
Игра в четыре руки имеет свои преимущества и порою приносит очевидные плоды. Не успели мы насладиться "Картой императрицы", как авторский дуэт Басмановой и Вересова преподнес нам новый подарок - очередной ретродетектив про российского сыщика в юбке Муру Муромцеву.
Все происходит летом 1903 г. в Петербурге. Недавно открытому детективному агентству предстоит распутать первое дело - найти черного кота госпожи Брюховец. Рутинное и на первый взгляд весьма ординарное происшествие приводит главу агентства Муромцеву-младшую к весьма впечатляющим открытиям. Она выходит на след синдиката по изготовлению фальшивых археологических ценностей.
В дело вмешивается еще и Церковь. В воздух взлетают иуды, усомнившиеся в необходимости канонизации Серафима Саровского.
От произведений коллег по цеху ретродетектива книги Басмановой и Вересова отличаются тем, что это типично женские романы. Для авторов не так важны перипетии расследования преступления, сколько эмоции, испытываемые при этом героиней. Мура больше озабочена выяснением отношений с доктором Коровкиным и прекрасным греком Эросом Ханопулосом. Дело раскрывается как-то само собой, по щучьему велению, Господнему благословению. Весь цикл, насчитывающий уже пять романов, посвящен проблеме становления женского характера. И делается это на широком историческом фоне. Читатель буквально ощущает признаки конкретного времени. Мы узнаем, что ели и пили наши соотечественники в те времена, что носили, что читали и сколько за что платили. И в то же время книги Басмановой и Вересова поразительно современны. Россияне начала ХХ века живут теми же страстями и заботами, что и их далекие потомки, шагнувшие в третье тысячелетие. Карьера, погоня за богатством, жизненным успехом, духовный разброд и шатания, поиски жизнеутверждающей опоры, ксенофобия. Временами идеологические споры героев книги кажутся взятыми из какого-нибудь телешоу. Роман, образно говоря, устремлен одновременно в прошлое и будущее. Его связь с предшествующей историей России несомненна. Персонажи буквально живут и дышат воздухом, напоенным Клио. То вспомнится совсем уж седая древность, то всплывет только что закончившееся XIX столетие┘
А бедной госпоже Брюховец так и не удалось вновь заключить в объятия своего четвероногого черного любимца. Наглые французишки запустили его в космическом снаряде на Луну. Она мчится в Париж требовать от лягушатников снарядить вторую экспедицию для спасения котика┘
Не знает несчастная, что ее пушистый друг Васька в умелых руках Эроса Ханопулоса уже превратился в мумию "древнеегипетского царевича" Аммен-Хофиса.