Михаил Успенский. Белый хрен в конопляном поле. Роман. - М. ЭКСМО-Пресс, 2002, 384 с.
В какой мере это фантастика? Да в той же мере, что и "Гаргантюа и Пантагрюэль". Сам Успенский на первых же страницах это объясняет для непонятливых. Отец героя был крут - "порол он сына и недоуздком, и чересседельником, и шлеей, и шлейкой, и подпругой, и гужами, и вожжами, и постромками, и поводьями, и, наконец, стременами".
Вот откуда растет эта традиция.
Даже если на протяжении первой трети книги сын шорника будет рубить в капусту врагов на своем пути к королевскому трону, вторую треть - уничтожать государственных преступников, на означенном троне утвердившись, а там, глядишь, и достойные наследники подрастут, средневековые нравы короля Гран-Поскони не преминут перенять, то все равно убийства выйдут опереточные, потому как перед нами комедия, а не триллер.
Новый мир Успенского - это то же самое пространство Земли, вывернутое наизнанку после некой катастрофы. Только со времен легендарного богатыря Жихаря минуло несколько сотен лет и из периода варварства человечество попало в Средневековье. Синкретичный мир этот построен на обломках нашей цивилизации и по степени воздействия на юмористические центры коры головного мозга (если таковые есть на самом деле) похож на эффект, производимый коктейлем Молотова при соприкосновении с работающим машинным двигателем. Географические названия претерпели изменения до неузнаваемости: попробуйте, например, соотнести выдуманные топонимы типа Хлестафорика, Стрижания, Габо-Маркес, Пуэрто-Борхес и Пуэрто-Кортасар с реальными! А чего стоят имена морских кораблей - "Партогас", "Ла Марадона" и "Хулио Иглесиас", а также неизвестно зачем здесь появившиеся фабриканты игрушек, распространяющие выгодную для себя "гипотезу о существовании так называемых динозавров".
Фирменные "устареллы" от Успенского (переложение на образы, доступные средневековому менталитету, хорошо известной книжки или кинофильма) наличествуют и в этом романе: на сей раз читатель прослушает историю о Когане-варваре, "Новую Хронологию" Фоменко, повесть В.Сорокина "Голубое сало" и десятка два мелких историй, относящихся к делу, не относящихся, а вообще просто так, ради хохмы, вставленных в роман. На этом обширном "конопляном поле" мертвых сюжетов и древних мифов Всадник Без Головы собирается убить стрижанского мальчишку Гарри Поттера, создатели бессмертной "Олдиссеи" преспокойно поживают в городе Хрякове, спящую в хрустальном гробу Белоснежку разорившиеся гномы показывают за деньги на ярмарках, а добрая фея Деррида с помощью чугунного дискурса подвергает врагов полной деконструкции.
В этой хитрой книжке как бы походя открывается секрет построения идеального - для граждан - государства. В то время как в Немчурии или там Бонжурии короли встревали в государственные дела и мешали подданным жить, правитель Гран-Поскони никому не мешал, поскольку был занят исключительно воспитанием собственных детей. Поэтому в государстве никто ничего не выполняет, а все само собой как-то делается. Воистину, самое лучшее правительство то, о существовании которого народ и не вспоминает.
Вот только тогда и наступает всеобщая "невдолбенная пруха" в экономике.
Успенский предваряет текст чудесным эпиграфом:
Если спросите, откуда
Эти сказки и легенды,
Я отвечу очень просто,
Безыскусно и доступно.
Это свалка древних мифов,
Это кладбище сюжетов,
Крематорий древних баек
И увядших архетипов...
Но, занимаясь этой свалкой, Успенский выстраивает повествование по четким классическим канонам - вот детство, вот странствие. Вот подвиги, вот гибель. Кажется, что тут только юмор. А хрен вам, все это еще и серьезно, в сказке намек - читателю урок. А не только сплошная карнавальность.