Н.Д. Перумов. Череп на рукаве: Цикл "Империя превыше всего". Книга первая. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, 512 с.
Книжка для мастера фэнтези Ника Перумова совсем не традиционная. Вкратце: наша Вселенная. Пара веков спустя, начиная с сейчас. Планета Новый Крым.
Уроженец оной, русский, православный Руслан Юрьевич Фатеев поступает в армию межпланетной Империи, "провозгласившей Gott mit uns".
И вот такой во всех отношениях видный пацан и первый жених этой будущей "новорусской" планеты идет служить псам поганым. Тут же лишается наследства (политика политикой, но в нашей семье предателей не терпят!), девушка его бросает (звать Далька, "давний член интербригады "Бандера Росса" знаменитой террористки Дарианы Дарк, которая, как увидит читатель, отнюдь не сложила оружия, направленного против Империи), обрубает все концы и отправляется прямиком в учебку, постигать азы солдатской премудрости..
Ясное дело, что в новосевастопольском студенческом городке, куда героя посылают во главе армейского патруля, братья славяне встречают узнанного бывшего выпускника возгласами типа: "Мужики, да это ж Фатеев. Который в эсэсовцы подался!" А на провокации-то нельзя поддаваться - служба идет путем, уже и обер-ефрейтора дали.
Вскоре (точнее, почти сразу, тем более что уже на 44-й странице ни с того ни с сего возникает загадочная Шифровка 1: "Салим - Баклану. Прибыл. Устроился. Салим") читатель, конечно, начинает догадываться, что казачок-то засланный, с целью, как поначалу кажется, этаким Штирлицем выбиться в чины, достичь высот, положения в имперской армии и в конце концов выгнать оккупантов с Нового Крыма. Но на самом деле не все так просто.
Я так думаю, что суждено Фатееву спасти по меньшей мере все человечество - ну, к примеру, от Чужих, которые вдруг насылают на землян какую-то неведомую нежить и с которой впервые сталкивается на некой опустошенной планете именно подразделение Руслана. А для всечеловеческого спасения наверняка придется (уже приходится) объединяться с этими самыми эсэсовцами, поскольку Империя - это и есть люди, а значит, "Империя превыше всего" - так, собственно, и называется дилогия, вторым романом которой станет "Череп на Небесах".
Перумов, свернув в сторону с освоенной фэнтезийной стези, написал настоящее захватывающее космическое мочилово, да еще и с историко-философской подкладкой, где боевик весьма органично переплетается с образами реальной истории, мировой политики и, видимо, выстраданным на далекой американщине, где автор в последние годы трудился (по прямой, биологической, специальности), патриотизмом. "Уже в начале XXI века многие американцы, наши, между прочим, союзники в той войне, искренне были убеждены, что их противниками выступали не только немцы, но и русские", - вкладывает Перумов в уста героя банальную, но оттого не менее справедливую истину. Добавьте к этому традиционно продуманные у Перумова батальные сцены, детальное описание всякой убийственной биомассы, толику чисто армейского юмора - и актуальное чтиво готово.
Кстати, этой почти зацикленностью на войне, "имперскостью", жесткостью и жестокостью, многими реалиями (подпространство; схватка с неведомыми до поры до времени "Чужими", которым, "по слухам", продают в рабство всяких неблагонадежных элементов; обилие, порой нарочитое, "русскости" прямо в каком-то мессианском смысле) мир Перумова живо напоминает недавний "подростковый" роман Сергея Лукьяненко "Танцы на снегу". У Лукьяненко только чистой фантастики побольше. То ли сговорились давние соавторы (и, как я понимаю, друзья), то ли в самом деле в воздухе настоящего витает предчувствие нового тоталитарного проекта - и, как диалогический полюс, необходимости противостоящего всеобщей унификации идеологий и образов жизни межгалактического подполья, состоящего из вдохновенных одиночек.
Одно точно радует: герой крут и в него веришь. Ну и добро, вестимо, побеждает зло. Хотя бы на уровне флуктуаций. Главное для этого - оказаться в нужное время в нужном месте.