Олди Г.Л. Чужой среди своих: Сборник произведений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 384 с.
ЭТОЙ, теперь далекой, ушедшей в небытие советской литературе была определенная традиция, когда признанные мастера пера, генералы от словесности издавали раз в пять или десять лет так называемые отчетные сборники. Приуроченные к какому-нибудь юбилею, награждению очередным орденом, пожалованию почетного звания. В такой сборник помещались как новые, так и хорошо известные произведения мэтра, а также, как правило, его литературно-критические или публицистические работы.
Рецензируемая книга Г.Л. Олди явно сделана в тех старых традициях. И повод есть. Совсем недавно отметили десятилетие появления на литературном поприще славного харьковского дуэта. Так что "Чужого среди своих" можно считать некой попыткой авторского отчета за десять минувших лет.
В книге собраны произведения, призванные продемонстрировать разнообразие творческого диапазона Г.Л. Олди: "космическая оперетта-буфф" "Чужой среди своих", давшая название всему сборнику, повесть Дмитрия Громова "Путь проклятых", избранные стихи Олега Ладыженского "Вполголоса", фрагменты off-line интервью Олди с читателями на сайте "Русская фантастика". Этакая себе окрошка или любимый нашим народом салат оливье, когда все мелко порезано и перемешано.
Как правильно отмечено в аннотации, сборник "предназначен, пожалуй, для истинных любителей творчества Г.Л. Олди". Каждый из них найдет в этой книге что-нибудь для себя. Одним понравится искрометный юмор и традиционное олдевское словоплетение, лингвистические эксперименты "Чужого" - пародии на отечественные "космические оперы". Интересно будет выискивать и узнавать объекты пародирования, хотя порой шутки и могут показаться немного натужными, искусственно притянутыми. Другие предпочтут мрачно-возвышенный настрой "Путей проклятых", вспомнив ранних Олди с их "Бездной Голодных Глаз". Для некоторых писатели так и остались авторами этого новаторского для отечественной фантастики цикла, а все последующие их произведения сопоставляются с ним. Третьи будут в восторге от философской лирики Олега Семеновича, до недавнего времени рассыпанной по различным сочинениям соавторов и только теперь собранной воедино. К тому же, кроме уже известных стихотворений, поэт вынес на суд читателя ряд непубликовавшихся вещей. Многих, особенно не имеющих доступа к Интернету, заинтересует информация от первого лица об особенностях творческой "кухни" писателей-фантастов, о том, как они работают в тандеме, как вызревает замысел произведения, как строится рабочий день и т.п.
Естественно, найдутся и оппоненты, которые недоуменно воспримут новый сборник Олди. "А зачем это нужно?" - спросят они. А нужно. Во-первых, как отмечалось выше, для почитателей творчества Олди, а таковых немало. Ведь вы и сами прекрасно знаете, что для фэнов имеет значение даже строчка, написанная их кумиром. Во-вторых, и, на наш взгляд, это главное - "ЭКСМО" возрождает прекрасные традиции книгоиздательства прошлых лет, в котором, поверьте, не все было плохо. По крайней мере книги не были безликими. В них был аппарат. Да, многие не читают ни предисловий, ни послесловий, ни комментариев. Но ведь не на них же равняться надо. Слава Богу, прошел девятый вал массового книгоиздания, когда мы читали все, что под руку ни попадется, лишь бы было новое. А теперь, когда тех же Олди лежат несколько изданий, - какое предпочесть? Конечно же, более профессиональное.
Прекрасным дополнением к текстам стали иллюстрации, выполненные художниками Семякиным и Киреевым. Особенно поражают семякинские рисунки. Это не первая работа Семякина для серии "Нить времен". Вспомним прекрасное оформление однотомного "Рубежа" и романа Дяченко "Магам можно все". Художник показал, насколько разным он может быть в зависимости от иллюстрируемого текста. Несомненно, что привлечение его к сотрудничеству - верный тактический шаг "ЭКСМО". Потому что по-настоя щему хороших отечественных иллюстраторов фантастики не так уж и много.
Кажется, "Чужой среди своих" - это лишь первая ласточка. И в недалеком будущем мы получим такие же книги других любимых авторов. Их много. И каждому есть, что сказать своим читателям. Оглядываясь назад.