Пратчетт Терри. Вещие сестрички: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 416 с.
Пратчетт Терри. Пирамиды: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 432 с.
НЕСКОЛЬКО лет назад издательство "Азбука" сделало благородную попытку познакомить отечественного читателя с удивительными событиями, происходящими в "Плоском мире", покоящемся на спинах четырех слонов, стоящих, в свою очередь, на панцире гигантской черепахи А"Туин, "величественно несущей свое бремя сквозь просторы космоса". В 1997-1999 годах первые пять романов из знаменитого цикла Терри Пратчетта впервые вышли на русском языке, после чего серия как-то незаметно заглохла. И только зимой 2001-го упавшее знамя подхватило "Эксмо", выпустив в свет разом два тома "Плоского мира" - "Вещие сестрички" и "Пирамиды".
Терри Пратчетт писатель по-своему уникальный. Он способен заставить Гамлета убивать дядюшку кремовыми тортами, и при этом сам остаться изящным и остроумным. За примерами далеко ходить не надо: в "Вещих сестричках" автор как раз и проделывает подобный кунштюк. Этот роман - своего рода ремейк "Макбета" или, если угодно, "наш ответ Шекспиру". Коротая ненастную ночку у котла с подозрительным варевом, три милые дамы свободной профессии случайно оказываются замешаны в династическую разборку, грозящую затронуть интересы сословия, к которому они принадлежат. Но, в отличие от шекспировских ведьм, эмансипированные женщины Пратчетта не желают оставаться второстепенными персонажами и решительно берут судьбу державы в свои руки. Что из этого получается, понятно тем, кто знаком с творческим подчерком писателя. Завершается же шоу, поставленное в декорациях классической пьесы, парадоксально и довольно неожиданно даже для почитателей "Плоского мира".
Судя по популярности, которой пользуется Пратчетт у себя на родине, британская учебная система даст американской сто очков вперед. По крайней мере к урокам литературы на туманном Альбионе относятся серьезно. Тень Шекспира мелькает на каждой странице этого романа - вплоть до того, что некоторые шутки-гэги полностью строятся на перефразированных цитатах из "Макбета", а в одном из персонажей и вовсе можно признать самого Великого Барда. Тот, кто не читал первоисточник, многое потеряет. При этом создатель "Плоского мира" куда более разнообразен в приемах, чем подавляющее большинство его конкурентов, современных мастеров юмористической фэнтези. Те же "Пирамиды" мало похожи на "Вещих сестричек". Скорее, тут можно усмотреть пародию на классический роман воспитания. Юный отпрыск небогатой королевской семьи, растратившей чуть ли не все состояние на постройку величественных пирамид в пустыне, отправляется в город Анк-Морпорк получать уважаемую и доходную специальность наемного убийцы. Но в отсутствие наследника августейший правитель решает лично выяснить, почему люди не летают, как птицы, и студенту-дипломнику приходится спешно возвращаться на историческую родину, чтобы взойти на освободившийся престол. А тем временем у его подданных возникает редкая возможность осознать, насколько безмозглых и мелочных божков способен производить на свет человеческий разум...
Терри Пратчетт честно заслужил специальный раздел во Всеобщей Теории Смешного (это почти то же самое, что и Всеобщая Теория Поля, только еще забавнее). Как никто другой он умеет пародировать штампы фэнтези, с легкостью проходясь по всему жанровому спектру, от боевиков с Конаном-варваром в главной роли до трагедий Шекспира - и обратно. И пока звучит голос старого насмешника, у этого направления есть шанс. Ибо здоровый смех, как учили нас классики, лучшее средство ото всех болезней.