Роберт Грин. 48 законов власти. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001, 576 с.
СО ВРЕМЕН Паркинсона появилась целая традиция книг о человеческой жизнедеятельности с несколько иронической формализацией этой самой деятельности. Автор, бывший редактор журнала Esquire, чрезвычайно разносторонний человек, к тому же еще и драматург. Поэтому в те законы, (или, можно сказать - советы), которые он формулирует, внесена почти театральная интрига.
Законы, например, такие: "Держи других в подвешенном состоянии: поддерживай атмосферу непредсказуемости"; "Знай, с кем имеешь дело, не наноси обиду кому не следует"; "Играй на людских фантазиях"; "Думай что хочешь, но действуй, как все"...
Современное общество постоянно бросается в крайности - то в почти тоталитарное стремление к персональной корректности, то к крайнему рационализму. В чрезвычайно популярном американском сериале "Элли Макбил" есть персонаж второго плана, женщина-адвокат, живущая именно по таким законам. Адвокатам, конечно, свойственна гибкая мораль, но правила аморальности применимы везде - от адвокатуры до государственной власти. Вот, кстати, советы по управлению временем: "Трюк со сжатым временем заключается в том, чтобы расстраивать расчеты времени окружающих, - заставляя их нарушать удобный им ритм, искажая их восприятие времени. Сбивая планы своего противника и в то же время сохраняя спокойствие, вы получаете время в свое распоряжение, а это уже полдела". Или "Во-первых, очень важно улавливать дух времени.... Во-вторых, умение различать главенствующее направление ветра еще не означает, что нужно двигаться именно в этом направлении. Любое мощное социальное движение неизбежно влечет за собой реакцию... Вместо того чтобы хвататься за гребень уходящей волны текущего момента, дождитесь, пока мощным приливом вас вынесет к власти". А это уже почти про перестройку.
В качестве одной из цитат, которые украшают предисловие, сове ршенно очевидным стал пассаж из "Государя": "Человек, желающий исповедовать добро во всех случаях жизни, неминуемо погибнет среди множества людей, чуждых добру. Из чего следует, что правитель, желающий сохранить власть, должен научиться отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по необходимости".