0
858
Газета Маcскульт Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Выбор и противостояние

Тэги: Сакральная, фантастика, Володихин


Сакральная фантастика 2. - М., "Мануфактура", 2001, 421 c.

НОВЫЙ (видимо, теперь уже с известной долей уверенности можно говорить - очередной) сборник "Сакральная фантастика" включил произведения пяти авторов, трое из которых представлены и в предыдущем. Все авторы сборника уже в достаточной степени зарекомендовали себя в российской фантастике.

В послесловии к первому сборнику было дано следующее определение сакральной фантастики как нового направления в российской фантастике: "...произведения НФ и фэнтези, описывающие вмешательство потусторонних сил в нашу реальность. И это вмешательство воспринимается авторами как естественное и неизбежное". С этим связывались космическое "Противостояние" и человеческий "Выбор" как главные темы направления. В первом сборнике, по утверждению автора послесловия к нему, "ближе всего к "кристаллической чистоте идеала" подошли Ольга Елисеева и Дмитрий Володихин". По отношению ко второму сборнику это тоже в известном смысле так. Но причиной этому, очевидно, в большей степени то, что в их произведениях ("Ринг" Володихина, "Сокол на запястье" Елисеевой) действительно потусторонние силы или явные последствия их действий предстают воочию на протяжении всего повествования. Причем предстают именно в Противостоянии. У Елены Хаецкой ("Повесть о дальней любви") и Натальи Мазовой ("Янтарное имя") действие также происходит в "эпоху Традиции", когда в Противостояние верили, но тема его здесь не так важна. Да и принимаемое "традицией" той поры Противостояние авторами как безусловная истина не принимается. А Выбор человек делает не столько между космическими силами, сколько на путях своего "я". Наконец, у Натальи Иртениной ("Праздник синего ангела") вновь, как и в ее повести из предыдущего сборника, действие происходит в наши дни. А значит, и Противостояние вновь в значительной степени скрыто от взора героя. Его Выбор (не вполне и сделанный) носит чисто нравственный характер - между "хорошо" и "плохо", а не между Добром и Злом. Но это, конечно, не означает, что Противостояния нет. Просто для героя оно за кадром.

Стоит отметить, что "сакральность" и "традиция" могут весьма разниться. Контраст между мировидением "Ринга" и "Янтарного имени" подчеркивается одновременно соседством произведений в сборнике и присутствием в обоих темы "ведовского процесса". В "Ринге" ведьма - действительно страшное зло. Средневековая европейская картина мира становится в слегка модернизированном виде картиной и "вторичного мира" автора. В "Янтарном имени" истинно "черное" ведовство присутствует где-то на заднем плане, а конкретными жертвами инквизиторов (кстати, самих наделенных магическим даром) становятся, как со времен Возрождения и объяснялось обличителями, невинные. "Вторичный мир" автора этого произведения устроен совершенно не так, как видели Вселенную большинство людей западного и русского средневековья. Скорее это мир восточной религиозности или европейской нехристианской мистики.

В сборнике однозначно преобладает жанр или поджанр, обычно определяемый как "историческая фэнтези". Исключение представляет охарактеризованный выше "Праздник синего ангела" Натальи Иртениной. В остальных же произведениях действие разворачивается на фоне реалий былого. Панно Володихина состоит из "батальных фресок" - двух рассказов и небольшой повести, - ведущих из средневековья через бурный век революций к грядущему Концу. На узнаваемом фоне европейского средневековья (правда, все же не в единственном из миров) разворачивается действие в повести Мазовой. Хаецкая не в первый раз радует почитателей своего таланта изящным и остроумным "рыцарским романом", на этот раз положив в основу легенду о Мелюзине. Действие написанной мастерски и с глубоким знанием материала повести (точнее, глав из романа) Елисеевой разворачивается в античную эпоху - в древнегреческих колониях Северного Причерноморья и в скифских степях.

В послесловии Володихин пишет: "Для понимающих людей сакральная фантастика на девять десятых представляет собой "возвращение имен". Надо же иногда напоминать Петьке Косому, что по паспорту он Петр Васильевич Суздальский, бомжом и попрошайкой стал по пьяному делу, а изначально пел в церковном хоре, да и что мать его жива, и крест еще не пропит. Выбрать сторону и собственное будущее позволительно за три секунды до физической смерти. Хорошо бы только, выбирая, не ошибиться". Что ж, когда кто-то ставит перед собою цель помочь в правильном Выборе, цель эта действительно достойная. Известно, что литература - талантливая литература - всегда указывала людям путь. Средство, наверное, не самое лучшее для всех, но уж точно одно из лучших.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1714
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1069
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
776
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1054

Другие новости