Ласкина М.Н. П.С. Мочалов: Летопись жизни и творчества. - М.: Языки русской культуры, 2000, 592 с.
МАРГАРИТА ЛАСКИНА опубликовала книгу-летопись об одной из самых таинственных и вместе с тем скандальных легенд Малого театра, о жизни и творчестве актера-романтика XIX века Павла Степановича Мочалова. Издание вышло аккурат к 200-летнему юбилею актера и открыло серию, названную "Библиотека Малого театра". Ответственный редактор "Библиотеки..." Валерий Подгородинский, театровед, экс-чиновник Министерства культуры, недавно пришел служить в Малый театр, и его первым крупным проектом стала эта книга, летопись Павла Мочалова, бесценный сводный документ по истории русского театра. По словам Подгородинского, Ласкина длительное время не могла найти издателя, который смог бы довести до публикации ее уникальный, многолетний труд.
Книга Маргариты Ласкиной - серьезнейшее исследование, опирающееся на архивные материалы и неопровержимые факты, а по сути - увлекательнейшая документальная проза. Ласкина - петербургский театровед, последовательница строгой петербургской академической школы с ее непременной опорой на факты. В своей скрупулезной работе (летопись - результат 25-летних розысков автора) Маргарита Ласкина с необыкновенным тактом сохраняет историческую объективность, не принимая сторону ни апологетов, ни оппонентов Мочалова, сопоставляя свидетельства современников и всякий раз проверяя их иными документами.
Источниками для книги стали, с одной стороны, архивные материалы, хранящиеся в фондах ГЦТМ, РГИА, РГАЛИ, архиве Сената - афиши, рапортички, ведомости, протоколы, с другой - дневники, записные книжки, письма, мемуары, материалы периодики. В них - свидетельство жизни "трудного человека", страдавшего, обреченного на многолетнюю изнуряющую борьбу с обстоятельствами и с самим собой; человека, несущего в самом себе романтическое мироощущение, для которого искусство было большей жизнью, чем сама жизнь.
Характер собранных Ласкиной материалов, казалось бы, должен был диктовать создание новой монографии об актере. Но эта цель исследовательницу интересовала меньше всего. Ее задача - расширить круг документов и фактов, на основании которых будет расширено и представление об актере. Так, в числе вновь открытых для читателя сведений оказались свидетельства о глубокой религиозности актера, о его духовном мире, всегда остававшемся в тени для советской науки.
Исследовательница вводит в театроведческую литературу малоизвестные сведения обо всей династии Мочаловых, существенно расширяет знания об отце Мочалова Степане Федоровиче и матери Авдотье Ивановне, Марии Степановне - старшей сестре, московской актрисе, Наталии Ивановне - жене актера, его возлюбленных и детях, а также о коварном тесте Мочалова, мещанине Бажанове - содержателе кофейни у Кремлевского сада.
Протест и разлад с жизнью, отраженные в творчестве Мочалова, имели внутренний, сугубо личный характер: несчастная любовь (в год своего сценического дебюта Мочалов встретился с девушкой, любовь к которой пронес в своем сердце 17 лет и имя которой так и осталось неизвестно), потом неудачный брак и отсутствие духовной близости с женой, гражданский брак с актрисой Малого театра, позорное возвращение в семью, опека начальника III отделения и самого государя над опостылевшей семейной жизнью, пьянство и выход на пенсию на вершине славы. Последние годы жизни Мочалова - череда запоев, срывы спектаклей, неоднократные уходы со сцены. И это тоже - с академической точностью и подробностью - нашло отражение в летописи Павла Мочалова.