0
1248
Газета Маcскульт Интернет-версия

15.03.2001 00:00:00

Без кульминации и развязки

Тэги: Комлева, записки, балерина


Комлева Г.Т. Танец - счастье и боль. Записки петербургской балерины. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000, 368 с., илл.

ПЕТЕРБУРГСКОЙ балерине Габриэле Комлевой было удобно писать воспоминания: балетный критик Аркадий Соколов-Каминский, ее супруг, сделал их литературную запись. Мемуары Комлевой оканчиваются на полуслове, событиями 1962 года, в разгар балеринской карьеры в Кировском (ныне Мариинском) театре. Книга, по словам мемуаристки, - лишь "предыстория сюжета: утверждение в ранге балерины", то есть "восхождение к вершинам академического репертуара". Комлева ушла на балетную пенсию гораздо позже, через 20 лет, но о столь длительном отрезке времени рассказывается вскользь, на двух страницах заключения. Правда, намекая на возможность "второй серии". В нее, видимо, войдут драматические эпизоды из последнего этапа сценической жизни Комлевой, когда балерине приходилось бороться "за право быть собой".

Эта книга - действительно записки балерины. Автору доставляет особое удовольствие порассуждать о роли рук в классическом танце или о особенностях исполнения фуэте, посмаковать профессиональные термины и варианты исполнения балетных вариаций. Аналитическую часть взяла на себя Вера Красовская, автор предисловия: здесь очень бегло, но все же обрисованы контуры хореографии, которую Комлева исполняла. С одной стороны, стихия Комлевой - "инструментальный классический танец". С другой - она стала известна после балета "Берег надежды", где исполнила характерную для начала 60-х годов партию Потерявшей любимого: пластика была эмоционально эквивалентной безымянному имени героини. Позже Комлева танцевала совершенно разную хореографию, от па-де-де Обера-Гзовского, этого парада самодовлеющей виртуозности, до "Паваны мавра" классика американского модерн-танца Хосе Лимона. На ее Обера, как справедливо вспоминает Красовская, балетоманы ходили специально, так же как и на "Баядерку", если главную героиню, Никию, танцевала Комлева. Долгое время ей не было равных в этом "индийском" балете.

Много страниц посвящено рассказам о детстве и семье, об эвакуации в годы войны. По отдельной главе Комлева отводит воспоминаниям о работе над "Берегом надежды" и над другим балетом того же хореографа Игоря Бельского - "Ленинградская симфония". Для балерины-шестидесятницы маяком всей жизни остались опыты "симфонического танца" (в борьбе против иллюстративного сталинского "драмбалета"), утверждавшегося на советской сцене через постановки молодых тогда Григоровича и Бельского. Точно такой же памятник эпохи и яркий штрих времен железного занавеса - описания заграничных гастролей. Они уважительно-официально именуются "выездами за рубеж" и - подробно, по старым дневникам - поданы как чрезвычайная радость. Радует не только успех Кировского балета и собственный, но и невиданная для советского человека возможность попробовать японскую кухню, посмотреть голливудский блок-бастер или дрессированных дельфинов в океанариуме.

Мемуары традиционно описывают порядки знаменитого Хореографического училища на улице Росси: такая "картина нравов" характерна для воспоминаний любой уважающей себя выпускницы старейшего учебного заведения. Только вместо нарочитой чинности, "инспектрис" и закрытых карет, в которых до революции возили учениц (см. "Театральную улицу" Тамары Карсавиной), здесь переполненные трамваи, девчоночьи драки и дежурные по раздевалке. Не меняется лишь уважительно-любовное отношение к педагогам: разумеется, они самые талантливые. Кроме директора Шелкова - к нему у Комлевой отношение столь же негативное, какое сложилось в те же годы у ее одноклассника и приятеля школьных лет Рудольфа Нуреева. О последнем, к слову, рассказано не так уж много и, главным образом, уже известные подробности, но точно подмечена основная черта Нуреева - "роман с самим собой".

Невозможно представить, чтобы балерина 80-х или 90-х написала подобную книгу - с фразами "танец для меня был как воздух", "спектакль был священнодействием". Нынешнее деловитое поколение танцовщиков не заставишь поверить в такие "возвышенности", даже если кто-нибудь из них выскажет что-либо подобное - для политеса. Этот стиль ушел в прошлое, как и описываемая Комлевой благоговейная атмосфера зрительного зала, когда "поход в театр считался событием", в театральном гардеробе все женщины переобувались в парадные туфли, а мужчины снимали галоши. Но Комлевой - веришь. Она так же точна в передаче идеалистических настроений своего поколения, как и в беспощадной откровенности современного типа. Уж кто-кто, а профессионал знает, как неровна творческая дорожка в театре и как зависит карьера артиста от множества привходящих обстоятельств. Намеки Комлевой на процветающее в театре интриганство действительно интригуют, а ее характеристики искусства коллег могут отличаться от принятых в официальной истории советского балета. Важно, что и ее скупые, "по случаю", оценки современного состояния труппы Мариинского театра нельзя списать на естественное ворчание ветерана сцены. Они дополняют официальную лучезарную картину международных триумфов Мариинки - напоминая, что успех и качество в балете связаны диалектической, а не формальной связью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
695
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости