Алексей Калугин. Снежная слепота. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 480 с.
ЧТО В ЭТОЙ книге хорошо, так это возможность обсуждения многочисленных ассоциаций. Джек Лондон, экзистенциализм, Ницше, Абэ Кобо, который иногда Кобо Абе, о чем мы уже писали, игра вообще и жизнь после смерти. Но обо всем по порядку.
Вот вам ледяная пустыня без конца и края, вот внезапно появляющиеся в ней люди, не помнящие прошлого, что боятся друг друга и снежных червей-хищников. Люди затеряны во льду, будто в японских экзистенциальных песках. И над всем этим нечто Сущее - игроки, которые и посылают в этот мир свои живые фигуры, слепленные из бывших в употреблении сущностей. Идея чрезвычайно интересная, потому что мировая Игра превращается из метафоры в угрюмую реальность. Игроки состязаются в совершенстве фигур, легко жертвуют ими, рокируют, подставляют под удар. Пока не находится взбунтовавшаяся пешка. Вместо того чтобы выживать, как все остальные - от заката до рассвета, в невесть откуда взявшихся хижинах, сконструированный из множества мертвых сознаний человек побеждает врагов - кого силой, а кого хитростью, решает загадку, проникает в тайное место, где встречается с Игроком, своим собственным создателем.
Но против ожидания последнего отказывается от следующего уровня (книга почти зеркало любой многоуровневой игры) и возвращается обратно - на белоснежное игровое поле.
Сверхчеловека, которого Игрок не выманил из ледяного царства, зовут Харп. "Harp", кстати, - это арфа. Есть у Трумэна Капоте такая повесть "Луговая арфа", где мальчик с бабушкой отказываются спуститься из домика в дереве, никто их не может выманить оттуда. В итоге оказываются победителями. Харп из "Снежной слепоты" тоже остался победителем:
- Так, значит, он все равно управляет нашей жизнью?
- Сущий управляет жизнью только тех, кто готов ему это позволить. А мы этого не хотим?..
- Не хотим, - улыбнувшись, покачал головой Харп.
- И он ничего не сможет с нами сделать.
- Ничего, - заверил ее Харп. - До тех пор, пока мы сами не согласимся на это.
Собственно, ассоциаций с текстом "Снежной слепоты" множество - герой с сожженной сетчаткой, собрав силы, бредет решать последнюю головоломку, как слепнущий герой одной из хороших повестей Олега Куваева ищет глазами розовую чайку. Вещи, появляющиеся в ледяном мире во вспышках синего пламени, точно соответствуют бонусам компьютерных игр, а фраза "Не беспокойся, старик, возможно, тебе кажется, что я идиот, но все же я не дебил" взята прямо с пленки или радиоволны. Прямо от БГ.
Харп настоящий "человек бунтующий", он уподоблен музыкальному инструменту, отказавшемуся играть и убежавшему от хозяина. Пешка, самовольно покинувшая доску. Причем этот персонаж вызывает другую цепочку рассуждений - об игре вообще, поскольку если создать человека не из человеческого же материала, а из электромагнитного импульса, внутри компьютера философский эксперимент бунта будет еще более чистым.
В общем, не книга, а просто вопросник по философии. Что не отменяет в ней авантюрной интриги.