А. и С. Абрамовы. Место покоя моего. - М.: АСТ, 2000, 544 с.
Можно, конечно, посетовать на общее невнимание критиков к фантастике, но издательство, славно работающее с этим жанром, специально подчеркнуло некую отстраненность нового романа от традиций жанра, придумав для книги новую серию - "Иная фантастика". Естественно, полюбопытствовать: а в чем это иная? И полюбопытствовав, понять: в первую очередь в том, что авторы коснулись темы существования Христа и рождения христианства, всегда бывшей взрывоопасной.
Если честно, то авторов, как мне кажется, собственно фантастическая идея романа не сильно заботит, за оригинальностью они не гонятся. Ну путешествия во времени. Было, было. Ну, коррекция будущего в прошлом. Тоже читали. Но прочитываешь роман и ясно понимаешь, что главное в нем - не "Служба времени", не "тайм-капсулы", не "генераторы поля" (все это имеет место), а судьба обыкновенного человека по имени Иешуа или Иисус, сына плотника Иосифа из крохотной деревушки Нацрат, волею предложенных обстоятельств ставшего Мессией, Машиахом, осознавшего себя избранником (не сыном!) Божьим и всю отпущенную ему на этом свете жизнь пытающегося понять: что есть Бог - и для него лично, и для всего народа Израильского, а по сути - для человечества.
При всей "неканоничности" образа главного героя создается уверенное впечатление, что авторы - вместе с героем! - верят в Бога, но - тоже не канонического, не скованного догматами той или иной христианской конфессии; они верят в Бога логичного - с позиций, естественно, человеческой, современной логики, и Мессия становится у них не просто создателем и носителем своей версии Веры, но и ее идеологом, ее философом, ее популяризатором. Последнее - едва ли не главное, поскольку роман по сути - философский, а читается легко, на едином дыхании.
Я оговорился по поводу необязательности для авторов собственно фантастической идеи. Это так. Но уж в отсутствии фантазии упрекнуть их просто грешно. Сюжет, построенный, в общем-то, на вселенски известных евангельских эпизодах, буквально переполнен отчаянно хулиганской фантазией, которая вовсю ломает каноны. Последнее дело пересказывать сюжет книги, лишая читателя удовольствия пройти его самостоятельно, но не могу отказать себе в удовольствии перечислить хотя бы малую толику, скажем так, версий евангельской истории, предложенных Абрамовыми. Это, во-первых, - версия превращения сына плотника в Мессию. Это - версия судьбы Иоанна Крестителя. Это - версия противоборства первосвященника Кайафы и Иисуса Христа. Это - версия суда прокуратора Иудеи и Самарии Понтия Пилата. Это - версия распятия и версия Вознесения. Это - версии появления в жизни героя учеников, апостолов. Это, наконец, - неожиданная, исторически здраво обоснованная версия политической необходимости и даже неизбежности появления в мире первого века фигуры Иисуса Христа.
Ну да умения строить круто заверченный сюжет Абрамовым не занимать, хотя перед нами и другие Абрамовы. Те, знаменитые в 60-70-е отец и сын Абрамовы, Александр и Сергей, авторы до сих пор переиздаваемых "Всадников ниоткуда", "Рая без памяти", "Селесты-7000", "Все дозволено" и прочая и прочая, как высокопарно сказано в аннотации к книге, "стали памятью". А так оно и есть: отец, Александр, скончался в 1985 году, сын, Сергей, и ранее начал работать самостоятельно - не в жанре фантастики, но в так называемой условной прозе. Но тут сам собой подрос третий Абрамов - Артем, и пара вернулась в фантастику под тем же привычным брэндом "А. и С.". Пусть фантастика и иная.
Это, кстати, тоже событие знаковое для жанра, которое следует и заметить и отметить, потому что означенный брэнд всегда выдавал "на-гора" массово читаемые и чтимые читателями книги - даже в то далекое время дефицита фантастики, и сегодня не уронил марку: "Место покоя моего" - хорошая фантастика и серьезная литература.