Олег Дивов. Выбраковка. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 378 с.
Олег Дивов. Толкование сновидений. - М., ЭКСМО-Пресс, 2000, 356 с.
СЕЙЧАС фантастическая литература как жанр переживает очень интересное время - этот жанр все больше размывает свои границы. Фантастикой современный человек называет все - причудливый лес фэнтези, черный вакуум космических перелетов, который Лукас наделил звуками, философские притчи Лема, братьев Стругацких, которые вне номинаций, туда же попадают Гофман и Гоголь.
Собственно, этот рассказ должен был называться "Хорошее дело браком не назовут", но за это время вышел и новый роман Дивова, а сюжет "Выбраковки" прост - в России произошел поворот к тоталитарному режиму, негодный человеческий материал выбраковывается специальной службой, аналогом Комитета государственной безопасности. То есть этот самый материал куда-то отправляют, в Сибирь традиционно, наверное. Типа десять лет без права переписки. Никто их с тех пор не видит, зато нация очищается, рубль в цене, российское - значит отличное. Жизнь удалась, наш друг Иван Лапшин вырастил прекрасный сад, но по земле все же ходят недобитки, есть еще родимые пятна прошлого, которые нужно браковать. Поэтому за недобитками спешат выбраковщики, среди которых и главный герой с напарником. Службу прерывают аппаратные интриги, попытка государственного переворота┘ И вот возвращение к прежнему состоянию - снова на выбраковку с парализатором на поясе. Карательные органы не отмирают.
Дивова много шпыняли за скомканный конец романа, за картонную женщину, что появляется на последней странице в виде награды герою. Мне повторять это не интересно, потому что это обсуждалось, в том числе и с самим автором.
Дело в том, что "Выбраковка" - по идее антиутопия, а по форме нормальный милицейский боевик. Это именно классический милицейский роман, только выбраковщики, что ходят парами, - копия не милиционеров, а американских полицейских.
Второй роман - "Толкование сновидений" - снабжен одним знаковым сном, а в остальном это просто боевик, вполне американский, уже без всяких милицейских хвостов. Причем вполне кинематографический - это именно американский стиль боевика: спортсмен-горнолыжник, экстремал, случайная смерть от его руки, то есть ноги, то есть лыжи конкурента, уход и схима, маленький горный курорт, встреча с любимой после разлуки, террористы, заложники, побег вместе с этой барышней - одев горные лыжи, разумеется.
Элемента необычайного тут мало. Но боевик это настоящий, история, рассказанная персонажем, обладает стилистической однородностью в отличие от кое-где косноязычной (как настоящий милицейский роман), с этически немотивированными поступками "Выбраковки". В "Сновидениях┘" же напряженный ритм (спортсмен не обязан рефлексировать, его профессиональная обязанность - реагировать), этому Парню-не-из-преисподней не нужно писать формулы или в режиме внутреннего монолога произносить философские максимы.
И в "Выбраковке", и в "Сновидениях..." главный персонаж, главный образ - это мачо, крутой парень из нашего города. Это успешный ход, потому что настоящий мачо - фигура фантастическая. Кстати, мне очень нравится, что в Сети и среди прочих фэнов этот образ переносится на самого Дивова. Он становится фантастической фигурой - если это PR, то грамотный, поскольку сам Олег в прошлой жизни профессионально занимался рекламой.
Фантастичен ли автор, сюжеты ли, фантастичны обстоятельства написания - все это фантастика.
Фантастика - все. &