Крымова Л., Осико М., "ЧайФ", Земфира, "Руки вверх!" - Ростов н/Д: Феникс, 2000, 256 с.
ООСОЗНАННО отказываюсь говорить о книге "ЧайФ", Земфира, "Руки вверх!", вышедшей в серии "Кумиры молодых", с позиций рецензирования музыкальной литературы или же околомузыкальной мемуаристики, поскольку данная полиграфическая продукция не имеет никакого отношения ни к первому, ни ко второму. Гораздо правильнее оценивать подобные книги с точки зрения социальной. Еще точнее - с точки зрения коммерческой удачности данного вида предпринимательства.
С одной стороны, все вроде бы правильно и на удивление просто: три героя - три части, масса житейских подробностей (например, сказ о том, как у группы "ЧайФ" в родном Екатеринбурге аппаратуру украли, или трогательные подробности о состоянии слуха Земфиры, глуховатой-де на одно ушко, что сразу вызывает ассоциации со Стингом, каковые ассоциации навязываются читателю прямым текстом), с другой же - поражающий воображение при таком обилии сугубо личной информации о героях книги полный провал с созданием хоть сколько-нибудь настоящего личного портрета Земфиры ли, группы ли "ЧайФ" или тех же "Руки вверх!". Ведь в такого рода книгах, построенных по принципу "жития святых" (они же "пионеры-герои"), самое главное создать портрет Героя, апеллируя в первую очередь к неповторимости его индивидуальности, заставить читателя полюбить этого героя за то, что он такой же, как все, и вместе с тем совершенно другой. В этой же книге ничего подобного не происходит. Не спасает и публикация песенных текстов в конце каждой части, и маргинальные фотоснимки Земфиры с не менее маргинальными подписями: "Земфира веселая", "Земфира странная", "Земфира трогательная". В этом списке не хватает, пожалуй, только какой-нибудь "Земфиры загадочной", а еще того лучше - "Земфиры Милосской".
Не хочется после такой книги пойти в музыкальный магазин и спросить, а что, собственно, у вас есть нового от группы "ЧайФ" или от "Руки вверх!". Почему-то вместо этого желанного для авторов, а точнее заказчиков, результата внутри возникает такое же чувство, как когда во время просмотра любимого фильма в кадр стремительно, сметая все на своем пути, врывается Кристина Орбакайте, рекламирующая очередную жвачку.
На то, что данная книга несомненно относится к сфере рекламы, а не литературы, указывает и довольно странный подбор освещаемых групп. Авторы сами для себя объясняют это тем, что им хотелось охватить все пласты современной российской поп-музыки, выделив, по их мнению, самых ярких представителей, рассчитанных на ту или иную возрастную категорию. Так, например, "ЧайФ" - это музыка для взрослых, Земфира - для молодежи, "Руки вверх!" - для самых юных. Достаточно спорная классификация. Опять-таки в советское время была такая телерубрика "Фильм - детям". Однако детям, которых на страницах книги представляют "Руки вверх!", почему-то уделено значительно меньше места, чем "ЧайФу" или Земфире. Кроме очередного пережевывания материалов скандала группы со своим директором, в ходе которого не сообщается никакой новой информации, о группе не сказано больше ничего. Сказано только, что после вышеупомянутого скандала из Интернета исчезли все материалы. Наконец-то! Теперь-то все понятно! Ну действительно, где же еще взять материалы о "Руки вверх!", если все пропало из Интернета! Не лично же с ними связываться! Вдруг они вообще о подобной книге и знать не хотят! Спасибо, что хоть некоторые тексты песен напечатаны, прямо скажем, не первой свежести.
Возможно, голодные до информации о своих кумирах юные меломаны охотно "съедят" и это, но, на мой взгляд, отсутствие творческой индивидуальности ни при каких обстоятельствах не может считаться достоинством какой бы то ни было книги, даже если речь идет о задачнике по физике.
(Книга любезно предоставлена интернет-магазином www.colibri.ru