Пространство и алгебра
Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб. 23. - М., 1999, 128с.
КНИГА, целиком посвященная материалам конференции "Эдисон Денисов и пути развития современной русской музыки", которая состоялась 6 апреля 1999 года - в день празднования 70-летия со дня рождения одного из крупнейших композиторов современности, в продаже появилась совсем недавно.
Издание содержит самые разные по форме и содержанию доклады: это и строго научные музыковедческие исследования ("Сонорные аспекты полифонии Эдисона Денисова" Игоря Кузнецова), и работы более общедоступного характера, в которых творчество Денисова рассматривается скорее в социально-культурологическом аспекте, написанные его учениками ("О влиянии творчества Денисова. Некоторые наблюдения" профессора Folkwang-Hochschule в Германии Божидара Спасова и "Денисов - лидер" руководителя Московского ансамбля современной музыки Юрия Каспарова.)
Особый интерес представляет статья Михаила Дубова "Логические основы музыкальной формы Э.Денисова", в которой осуществляется попытка анализа художественного языка композитора с точки зрения так называемых точных наук. Это тем более интересно, что Эдисон Денисов начинал свой жизненный путь как подающий надежды математик.
Диалог глухонемых
Искусство XX века: Диалог эпох и поколений. В 2 тт. // Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса): Сб. ст. - Нижний Новгород, 1999.
ВЕРОЯТНО, у человечества есть еще какие-то шансы. Может быть, мы все-таки не на краю гибели, а на пороге новой эпохи, которой, вполне вероятно, может стать, к примеру, неоантичность, коль скоро столь многие культурные конференции стали носить названия "диалогов". Впрочем, пока еще никаких серьезных оснований для таких заявлений нет - пока что под диалогами принято понимать тематически объединенную серию долгих и мучительных монологов.
Книга, составленная на материале цикла научно-художественных проектов, задуманных и воплощенных музыковедами Нижегородской консерватории, выглядит прямо-таки странно. Во-первых, не совсем понятно, для чего после каждой статьи следует краткая аннотация к ней на английском языке. Трудности подстерегают читателя уже на первом шагу, когда он вынужден довольно долго отыскивать содержание на русском языке, постоянно натыкаясь на перевод, стоящий во главе угла. Получается довольно странный субкультурный продукт. Все тексты опубликованы на русском (английские аннотации составляют не более 5% оригинального русского текста), а все мало-мальски важные сведения о том, как, собственно, пользоваться книгой, опять-таки на английском.
Кроме прочего, несмотря на громкое название "Искусство XX века", все предлагаемые материалы посвящены исключительно музыке, и лишь немногие из них обладают хотя бы косвенными связями с другими видами искусства.