Максим Милованов. Кафе "Зоопарк". - М.: Вагриус, 2000, 348 с.
Максим Милованов. Естественный отбор. - М.: Вагриус, 2000, 364 с.
ГДЕ ОН, где он, старый добрый советский детектив, в котором сразу было понятно, что такое хорошо, а что такое плохо, моя милиция меня берегла, а умные следователи с усталыми, но добрыми глазами выводили заблудших граждан на светлый и правильный путь? В котором только кто-то и кое-где, и лишь порой не хотел честно жить...
Потом честно жить стало вроде бы даже и зазорно. И отечественные издательства в стремлении адекватно отражать жизнь детективам до недавнего времени предпочитали боевики и триллеры, где главный герой, обманув нанятых киллеров и продажных милиционеров, лихо срывает банк и уезжает с любимой блондинкой на Гавайи.
А еще потом - то есть уже сейчас - издательства, похоже, опять вспомнили о забытом жанре. Книжки Максима Милованова "Кафе "Зоопарк" и "Естестественный отбор", изданные "Вагриусом", по духу напоминают те самые старые добрые советские детективы, успокаивающие нервы и умиротворяющие мятущиеся души. В хорошем смысле напоминают: у Милованова тоже зло наказано, а добро торжествует, и главные герои - заведующая детской комнатой милиции Валентина Глушенкова и следователь Анатолий Панфилов - не саблезубые монстры и оборотни, прикидывающиеся борцами за справедливость, а действительно честные и хорошие люди. Взяток не берут, в герои не лезут, за чинами не гоняются. И личная жизнь у них не то чтобы образцово-показательная, - нормальная. Как у большинства людей, которым ничто человеческое не чуждо, но в меру. То есть Глушенкова и Панфилов - это Пал Палыч Знаменский и Зиночка Кибрит, максимально приближенные к реальной действительности. Надежность и положительность (то, что так подкупало в традиционном советском следователе) сохранены, а нимб и крылышки за спиной сданы в архив за ненадобностью.
Однако таких сюжетов, как у Милованова, вы в старом добром советском детективе не встретите. И дело даже не в том, что оперативники в книжках 70-х годов не занимались торговцами наркотиками и заказными убийствами (потому, что их в СССР не было, как не было и секса). В нынешние времена изменились не только милиционеры и преступники - изменились пострадавшие. Юная школьница, отчаянно влюбившаяся в нехорошего человека и помогающая ему в его черных делах, - такой поворот возможен даже в следствии, которое ведут Знатоки. Но если коварным обольстителем оказывается дама, и первая любовь получается, что называется, нетрадиционной ориентации... Да Пал Палыча с Зиночкой от встречи с такой школьницей удар бы хватил! А Валентина Глушенкова с Анатолием Панфиловым даже не удивились и спасли бедную дурочку без лишних нотаций. Так же, как спасли малолетнюю проститутку Иру, ставшую пешкой в хитрой комбинации многоопытного жулика, или мальчика Валька, давно "забившего" на школу и добывающего деньги охраной машин на стоянке... Правда, малолетняя Ира после спасения вернулась не на праведный путь, а к привычному древнейшему ремеслу, да и Валек остался сидеть при чужих иномарках. То есть в отличие от советского детектива у Милованова проблемы решаются не кардинально, раз и навсегда, а лишь частично, на время. Так же, как в жизни, - или почти как в жизни.
И нынешняя победа современного Пал Палыча в "незримом бою" имеет ощутимый привкус поражения.