Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Тихие омуты. - М. Вагриус, 2000, 520 с.
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ нашего "старого, доброго" кино в издательстве "Вагриус" недавно вышла книга "Тихие омуты" Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Все помнят их детективную историю "Берегись автомобиля", комедии "Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", а также "Вокзал для двоих". Реплики типа "Какая гадость эта ваша заливная рыба!", "По сравнению с Бубликовым неплохо", "Не надо воровать, надо жить честно" стали как бы неотъемлемой частью нашей повседневной речи.
Юмористическое советское кино с вечными поисками жизненных идеалов, счастья, любви и дружбы - это то, чему посвятили себя Рязанов и Брагинский, знаменитые соавторы, как бы Ильф и Петров.
А началось это соавторство в 1963 году с "Берегись автомобиля". Как раз тогда ни у одного из них не было определенных планов на будущее. И вот, встретившись, они решили написать сценарий. Дело оставалось за малым - найти сюжет. Под руку подвернулась незаурядная история об одном человеке, который якобы угонял частные машины у людей, живущих на нечестные, нетрудовые доходы, продавал их, вырученные же деньги переводил в детские дома. Эта легенда и легла в основу фильма, который был принят зрителями на "ура". Все последующие работы двух друзей "постигла та же участь" - отечественные кинотеатры подверглись многочисленным атакам киноманов, реплики полюбившихся героев передавались из уст в уста.
С тех пор удачливые звезды кинематографа стали претендовать также на звание писателей.
Несмотря на все старания Брагинского и Рязанова создать полноценную прозу, "Тихие омуты" представляют собой скорее сборник несколько видоизмененных сценариев с более подробными ремарками авторов, нежели сборник повестей. Вся художественная речь - это режиссерские пометки, обычно расположенные в графе "содержание кадра". Основную смысловую нагрузку несут, как и в кинокомедиях, хорошо составленные диалоги. В повествовании целиком приводятся песни, когда-то звучавшие в фильмах. Но, к сожалению, читателем они воспринимаются как затянувшиеся цитаты. А образы героев ассоциируются лишь с виденными ранее героями комедии.
Впервые в книге - "Тихие омуты". В городе Москве живет некий А.М. Каштанов, известный хирург, профессор, лауреат и директор клиники. Его жена, Полина Сергеевна, заправляющая собственной фирмой, всегда точно знает, что должен делать ее муж. Каждый день у профессора - встречи, делегации, заседания, презентации и работа.
Однажды после ссоры с женой Антон Михайлович решает исчезнуть. Он тайно отправляется на дачу к своему другу, директору заповедника, в "Тихие омуты". Одновременно с исчезновением Каштанова пропадает и два миллиона долларов из фонда его имени, вследствие чего полиция отправляется на поиски нашего героя как главного подозреваемого. Джекки, молодая журналистка, ведущая независимое расследование, находит Антона Михайловича. И через некоторое время между ними завязывается роман.
А вот выживет ли этот роман среди серой будничной действительности, вы сможете узнать либо из книги Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, либо из фильма, съемки которого уже ведутся.