Юрий Никитин. Фарамунд. - М.: Центрполиграф, 1999, 459 с.
Юрий Никитин. Трое из леса. - М.: Центрполиграф, 1999, 535 с.
<.i>Фэнтези построена по другим законам, нежели "научная" фантастика - от нее не требуют целостной картины мира. Было бы лишь занимательно. Зато именно фэнтези позволяет писать не о том, как было, а о том, как могло бы быть. Или должно было бы быть. Во всяком случае, с точки зрения автора.
Темные века, наступившие после падения Римской империи, мало что оставили нам для тщательного исторического анализа - смутное было времечко. Зато оставили простор для измышлений и толкований.
Итак, Рим прогнил до основания, в агонии саморазрушения покорно ожидая прихода варваров. За варварскими ордами стоит темная жизненная сила. За Римской же империей┘
По Никитину, виною гибели Рима оказалась культура. Поскольку культура в отсутствие "твердого порядка", Идеи и Идеологии обернулась демагогией. Умением назвать черное - белым.
"┘Доколе будем терпеть засилье варваров?.. Права человека ущемлены! ┘Мы вольны совокупляться как в храме, так и на улицах!.. Как с женщинами, так и с животными┘ Честь - это выдумка варваров!.. Для цивилизованного римлянина нет такого понятия, как трусость. Это для тупых варваров он трус, а мы, просвещенный и мудрый народ, называем его правильно - благоразумным, мудрым, впередглядящим!"
Оборона римских городов держится лишь на честном слове (буквально) иноземных, иноплеменных наемников. Поскольку именно у наемных войск осталось некое подобие идеи - верность военной присяге. Истинно римские войска оказываются бессильны, поскольку воспринимать - и защищать - Рим как Идею уже невозможно. И Рим, вдобавок растленный лукавым христианским учением о непротивлении злу, легко уступает победоносному натиску. Варварам. Франкам. Фарамунду.
Потерявший память черноволосый могучий красавец поначалу кажется реинкарнацией Конана-варвара. И карьера его идет примерно тем же темпом - от раба до короля могущественного народа. И берет он свое, как тот же Конан - по праву силы, а не по праву справедливости. Впрочем, в конце концов, как водится в "боевой" фэнтези, эти понятия уравниваются. Правда, Фарамунд в отличие от Конана все свои кровавые подвиги совершает как истинный рыцарь. Ради прекрасной дамы (так, во всяком случае, кажется читателю) Фарамунд сколачивает сначала разбойничью шайку, потом отряд, потом войско┘ берет крепость, потом город┘ потом область┘ К этому времени Лютеция уже погибнет от руки соперника, но остановиться Фарамунд уже не может - неодолимый инстинкт гонит его на юг. На Рим.
Фэнтези - не учебник истории, и то, что поселение Лютеция, основанное Фарамундом в честь погибшей возлюбленной, существовало на месте славного города Парижа еще в I веке до нашей эры, а Рим пал под натиском готов в 410 году нашей эры, в общем-то мало кого волнует.
Тем более что Никитин вполне адекватно воспроизвел сам дух темных веков - мир "Фарамунда", в отличие от благонамеренной нынешней фэнтези, органически насыщен архаичной жестокостью. Одна только расправа героя с родней супостата Савигорда чего стоит! На моей памяти лишь Никитин столь вызывающе рискнул снять все этические антиномии, окрасив повествование мрачным багрянцем роскошных скандинавских мочиловок.
А вот суеверное сознание человека темных веков отсутствует в этом мире напрочь. И хотя время от времени на страницах повествования бледной тенью проскользнет то маг, то друид, мир Фарамунда свободен от высших сил и строго рационален. Будто это и не фэнтези вовсе.
Во всяком случае, так кажется поначалу.
Я уже говорила - Фарамунд потерял память. Иными словами, он проделывает все положенные эпическому герою эскапады совершенно не представляя, кто же он сам такой.
Рим, к которому так неутомимо стремится Фарамунд, в конце концов берет не он, но Аларих. Но не будь (по Никитину) Фарамунда, стянувшего на себя основные силы римских легионов, знаменитому готскому вождю вряд ли так уж подфартило бы.
Никитину удалось обмануть читателя. Ведь страсть к прекрасной Лютеции, заставлявшая отважного варвара огнем и мечом брать города, оказалась обманкой. Или, как сказал бы "твердый" фантаст, ментальным прикрытием. Истинной целью Фарамунда, в которой он сам не отдавал себе отчета до поры до времени, было разрушение Рима. Чтобы на просторах дикой Европы воздвиглась новая цивилизация.
Поскольку Фарамунд вовсе не был человеком.
А принадлежал к бессмертным и всемогущим Семерым Тайным, которые сначала хладнокровно наблюдали за развитием человеческой цивилизации, но потом решили немножко его подправить и направить. И Фарамунд в противовес своим столь же могущественным оппонентам, решившим сохранить Римскую цивилизацию в неприкосновенности, натянув на себя личину смертного, бросился в водоворот смертных страстей и сдвинул с места племена и народы, погнав их на Рим.
Коллеги из тайного общества пытались сохранить Римскую цивилизацию, видя в ней опору и хранилище культуры. Фарамунд же хотел расчистить место для новой эпохи. Новой цивилизации.
Победил жестокий и сентиментальный (как и положено истинному эпическому герою) Фарамунд. И жег библиотеки во взятых римских городах.
Фарамунду хорошо - в конце концов он вспомнил, кто он такой, и унесся на драконе в заоблачные выси. Увы, для тех, кто был и остался смертным, особого выбора не остается. Поскольку миром правят вовсе не они. И даже не исторические закономерности. И даже не воля одной отдельно взятой личности. Миром, надежно укрывшись от доверчивых людских взглядов, исподтишка манипулирует Некто Тайный. Или, выражаясь нынешним диковатым языком, Мировая закулиса.
То, что Тайные Силы овладели массовым сознанием именно сейчас, неудивительно. Они - порождение смутного времени, совокупность страхов и надежд растерянных, выбитых из привычной житейской колеи людей. Мифы о том, как просто масоны, жидомасоны, Семеро Тайных и Совет Девяти по отдельности или вместе опутали своими сетями беззащитное человечество на самом деле имеют вполне выраженную компенсаторную функцию. Во-первых, они освобождают от личной ответственности и ощущения вины, во-вторых, сообщают каждому отдельному гражданину и всему бессильному социуму ореол значимости - как же, такие могущественные силы ополчились!
Недаром в дебрях того же массолита хитрый и жестокий пахан Иосиф Сталин порою предстает перед нами то пришельцем, то демоном - не так обидно.
Фантастике по штату положено переводить смутные массовые фобии на высокий язык юнговских архетипов. Стоит лишь вспомнить нашумевших "Чудовищ" Лазарчука с Успенским, где вся новая и новейшая история оказывается следствием столкновения интересов даже не одного - нескольких тайных обществ!
Да и тот же "Фарамунд" Никитина всего лишь одна-единственная, хотя и стоящая несколько особняком часть многотомной эпопеи о "Троих". А там уже в самом первом романе отважные и наивные герои-изгнанники, не ведая того, оказались лишь игрушкой в руках интриганов-магов.
Они, подобно Фарамунду, преследуя неведомые им самим высшие цели, "┘убили кагана. Даже разнесли дворец┘ Возможно, стерли с лица земли все киммерийское царство". Потому что "по дурости считали подлинных хозяев (волхвов и магов. - М.Г.) за слуг". А ведь главное - наконец-то прозревают герои - "┘не топоры, секиры, луки┘ Высшее умение - создать заклинание. Например, заклинание дворца┘ Ведь рушатся самые несокрушимые крепости, дворцы, города┘ Зато крепко сколоченное заклятие живет вечно!"
Так-то оно так┘ Но помнится, джинн из аладдиновой лампы в свое время предлагал своему новому хозяину: "Хочешь, я построю дворец или разрушу город?" Построить город даже джинну оказалось не под силу.