Сергей Алиханов. Гон. - М.: Книжная палата, 2000, 480 с.
Интрига романа Сергея Алиханова "Гон" начинается с его содержания, на нем же, пожалуй, и заканчивается. Название каждой из частей романа (а их три: "Школа подонков, или Миллион долларов в день", "Всадник Аггарты, или Посредник дьявола", "Театр близнецов, или Сакральный расстрел") обещает читателю яркое зрелище и умную литературу. Герои лишь фантомы, выскакивающие, как чертики из табакерки, из-под обложки книги.
Алиханов обращается к современным российским мифам: о "подвигах" героев афганской войны, о "новорусских" злодеях и "новорусских" Остапах Бендерах, о бывших "хозяевах", ведущих борьбу за жизнь в настоящем. Множество подобных "реалий" нашей жизни щедро рассыпает перед читателем автор: конкурсы обнаженной красоты, "подземные пространства столицы", "афганское золото", спецотряды штурмовиков.
Среди этих декораций и живут герои и персонажи романа, похожие скорее на костюмы, чем на живых людей. Да по костюмам мы их только и узнаем. Константин Недогонов по кличке "Гон" - то в пальто и лакированных ботинках, символизирующих принадлежность к бандитскому братству, то в камуфляже и с огнестрельным на перевес - герой романа, афганец, подцепивший в Афганистане, между прочим, словно простуду, дьявольское послание.
Его нежная подруга по кличке Лата (вообще автор мастерски раздал "кликухи" всем персонажам романа, неудачной оказалась только та, что вынесена на обложку книги) - идеал "новорусской" красоты, сменившая к концу романа шелковый костюм от модельного дома на халат и домашние тапочки, а подиум "красивой жизни" на кухню и детскую.
Читателя, который любит сказки в стиле модерн и не верит в гений добра, привлечет отказ автора от абсолютной положительности героев. Всяк из них с изъяном: то ли киллер, то ли проститутка, то ли глупец.
С другой стороны - хитроумно-коварный бухгалтер Барышников (для обывательского сознания мужчина-бухгалтер всегда подозрителен), который, подобно Гону, где-то по пути к финансовым вершинам или уже при рождении, а скорее всего в тот момент, когда ощутил отвращение к Женщине, получил нагрудный знак посредника дьявола... Этот самый Барышников не лишен автором некоего величия!
История Гона-Недогонова проста: бессознательное влечение к деньгам, в результате материального воплощения его неукротимой любви, нашло себе основу и стало добропорядочным.
Не так проста история денег и власти в постперестроечной России, на которую замахнулся Алиханов. Авторская концепция, впрочем, не нова: то, что подается массам как содеянное в интересах государства и демократии, на самом деле выражает интересы лишь тех, кто нас всех уже купил. Однако авторский вымысел не убеждает: фантомы в декорациях.
Некоторую пользу можно извлечь из словаря жаргонных слов и выражений, приложенного к тексту романа для удобства тех, кто не постиг азы грамоты криминального мира.
Есть в романе и странички для домашних хозяек: два-три простейших рецепта грузинских блюд.
Ну а по правде говоря, гонка по страницам книги с героем, которого трудно обогнать, была увлекательна.