Стерлинг Ланье. Угроза с Марса. - М.: Махаон, 1999, 368 с.
В СВЕТ вышел перевод Стерлинга Ланье. Если верить обложке, то "впервые на русском языке". Трудно причислить данное творение к тому или иному типу фантастики, но по-английски его можно было бы определить как science fiction. Ланье пишет уже давно, и за рубежом его книги пользуются известностью. И вот в переводе Т. Кухта, вышла книга с названием, напоминающим газетную сенсацию. Хотя переводчику и пришлось пойти на жертвы ради более звучного заголовка, все оправдалось его интригующим звучанием. Удаленная же часть названия несла в себе информацию непосредственно о месте действия, а именно о лесах Марса.
Сочетание "леса Марса" не насторожило? Действительно, гораздо привычнее воспринимать Марс как красную безжизненную пустыню. Конечно, вы можете возразить, что это же фантастика, но согласитесь, что обычно Марс рисовали ну никак не покрытым лесами. Как правило, если на Марсе фантазия возводила базу Земли, то она существовала исключительно под куполом. Выйти же за его пределы без надлежащего снаряжения было невозможно или это удавалось на короткий период. А затем - облучение и гибель. Время и прогресс порой ухитряются ограничивать фантазию.
Но Стерлинг Ланье дал себе волю и описал события, происходящие уже в ХХIII тысячелетии, где на красной планете уже создана атмосфера, выращены леса (многочисленные кратеры и каньоны остались не менее таинственными). Впрочем, автор окрестил растительность не лесами, а "рукком", видимо, подчеркивая их рукотворное начало (интересно, как звучит их название на языке оригинала). Впрочем, уцелели и некоторые аборигены Старого Марса.
Но символ войны - есть символ войны. Конечно же, рукк воинственного Марса населяют воинственные руккеры, борющиеся за свою независимость от Земли, которые, кстати, с нее, родимой, и прибыли, правда, лет двести назад. Одним словом, эта возня очень напоминает войну индейцев и белых.
Так что, по сути, та же борьба, только пяток веков спустя и на другой планете.
Кстати, о планете. Получилась некая смесь тундры с джунглями, которую населяют сплошные мутанты и гибриды. Все это пытается выжить и прокормиться, а кормится в основном плотью.
Одну из таких тварей с внешностью идеального врага, то есть: и хитин, и прожорливость, и клешни, которые способны разрезать практически любой материал, - автор наделяет необычной привязанностью к главному герою, превращая его в карманного питомца. Ну и, разумеется, как и ружье на стене, которое должно выстрелить, "случайно" оказавшемуся с собой питомцу отводится не последняя роль в решающие моменты.
Автор позаботился о наличии интригующих эпизодов и героев. Тут и таинственные традиции, и устои руккеров, и уцелевшие виды Старого Марса, и даже следы древних чужих цивилизаций.
Любопытно, как люди видят будущее человечества. А вот тайну сновидения и толкования снов, которым отводится немалое значение в книге, автор решил оставить на уровне эдак средних веков, когда процветало "сонное" искусство.
Честно говоря, особого прогресса, не считая жизни на Марсе, не наблюдается. Скорее даже некое возвращение к истокам, правда, вигвамы стали пластиковыми. Хозяйство вот пришлось приручать и создавать заново в иных климатических условиях.
Ну а как же при созданном хозяйстве, в молодом обществе да без баламута? Разумеется, появляется самый обаятельный и привлекательный из прохвостов, подлец-оратор, от чьего появления, впрочем, можно было бы ожидать большего. Не дали ему во всю мощь развернуться. Даже упоминание о нем какое-то скомканное выходит, сказать-то особо нечего, прямо-таки как с наших нынешних писали. Видно, у Ланье были свои прототипы, этот персонаж - очень живой и реальный в отличие от остальных, всех из себя правильных и положительных.
Итак, отряд из отборных бойцов борется с повстанцами, формула повествования напоминает Вьетнам. Если продолжать перебирать ассоциации, то появится и фильм "Хищник", где борьба с повстанцами перетекает в борьбу с монстром. Здесь, правда, с монстрами борются между делом, главное - это загадки Марса.