А.В. Севостьянов. Самогон и брага из вашего сада. (Методы изготовления и рецепты). - М.: Ространсфер, 1999, 80с.
ПосвЯщена книга весьма знаменитому и старинному продукту - водке. Сей напиток, как явствует из ее содержания, бывает различных видов: Французская водка, водка "Ерофеич", "Генерал Мороз", абсент "Швейцарский", чача по-грузински, "Элементарно, Ватсон!", "Английская горечь", "Гороховая суточная", "Свекольник", "Запеканка", "Дубняк", "Мозжуха", "Дьяволов огонь"... - только от перечисления спятить можно, не говоря о том, чтобы все разом попробовать.
В самом начале дан экскурс в историю спирта. Слово это происходит от латинского "spiritus", переводящегося как "дух", "душа". Считается, что спирт был открыт случайно аравийскими алхимиками, пытавшимися найти философский камень. Их изобретение заимствовали крестоносцы: так спирт попал в Европу. На Руси он появился в период княжения Василия II и поначалу именовался "хлебным вином". Термин "водка" связан с технологией его изготовления. Это ласкательно-уменьшительная форма слова "вода". Она, как известно, служит для разбавления спирта. Существует версия, что водочная технология обусловлена давними традициями. В Византии в свое время пили разбавленное вино, а на Руси - приятные на вкус, ароматные напитки из натурального сырья. Сам автор полагает, что все это гораздо проще. "Крепкий спирт, - пишет он, - вышибает искры из глаз, ибо достигает 70 и более градусов. Как такой не разбавить?".
Не раз вводилась монополия на спиртное: первую установили при Иване III, последнюю - с прошлого года; но тем не менее сохранилась тенденция делать его самостоятельно. В конце начального раздела рассказывается об аппаратуре для перегонки: громоздких стационарных агрегатах, устанавливаемых подальше от посторонних глаз - на болоте или в глубоком лесу, которыми пользуются всем селом; сверхкомпактных, переносных "чугунках", сконструированных профессиональными инженерами в разгар антиалкогольной кампании. Последние могут действовать в частных квартирах. Значительную часть издания занимают описания методов народного винокурения, где помещены материалы из старых учебников". Рецептов - превеликое множество. Водку, оказывается, получают из малины, фруктово-ягодного сока, сиропа, лимонной цедры, подгнивших груш, гвоздики, цветов роз, цветков жасмина, зеленого чая, печеного хлеба, испорченного варенья, томатной пасты, крахмала, отходов сахарной свеклы, конфет с начинкой, халвы... Последняя, правда, сохраняет запах подсолнечного масла, однако его можно убрать, добавив в жидкость мяты. Помимо мужских, достаточно жестких по вкусу, напитков существуют напитки женские, сладкие - ратафии. Рецепты их изготовления также приведены в брошюре. "Ни в коем случае не пропагандируя самостоятельное изготовление спиртного и отнюдь не желая, чтобы читатель следовал приведенным ниже рецептам, мы тем не менее приводим их как этнографическую ценность в целях сохранения памяти об исконно народной отрасли производства". Ну уж эта фраза напрасна. Автор, похоже, оправдывается перед тем как решается перейти к изложению основного содержания. Ясно и так: все выйдет наоборот, что усилит головную боль милиции и прочих блюстителей порядка, тем более если "беленькую" согласно одному рецепту приготовить можно всего за два часа в стиральной машине. Кстати, пассажиры электрички, где продавалась книжка, предложенный товар (книжку, а не что другое) расхватали сразу, лишь одна очень "недемократичная" бабушка, сидевшая у дверей вагона, сердито буркнула: "Раньше за это наказывали, а теперь свобода! Чего только не позволяют?"┘
Самое время подвести "Итог всех радостей", то бишь заглянуть в одноименный раздел данной книжицы. Здесь рекомендуются методы лечения от похмелья, публикуются рецепты целебных спиртовых настоек от ангины, аллергии, насморка, сильной простуды... А вот и рецепт настойки, помогающей при алкоголизме, какую "полезно иметь в своей домашней аптеке": "В стакан водки положить несколько зеленых лесных клопов (издают резкий неприятный запах, водятся на малине), настоять и дать выпить, ничего не говоря о составе настоя".