Шарапова М. Гиблый кайф: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999, 400 с.
МЫ ВСЕ еще голосуем сердцем, а не умом. Все еще верим печатному слову. Все еще читаем в метро. И в основном, естественно, криминальные романы. Их сейчас много, они все похожи друга на друга, и все же, как ни странно, меж ними бывают различия.
Современные отечественные криминальные романы в основном бывают двух типов. Одни пишут милиционеры и уголовники, другие сочиняют писатели. Последние всегда и безусловно лучше первых. Потому что любой писатель средней руки всегда разберется в примитивном "внутреннем мире уркагана", человек же, умеющий лишь писать протоколы да давать показания, вряд ли прилично состряпает даже роман той же самой, так сказать, средней руки. Маргарита Шарапова - профессиональный литератор, к тому же закончила ВГИК, следовательно, знает, что такое "писать кинематографично". Триллер же прежде всего должен быть кинематографичен, криминальный роман не допускает остановок и отступлений больше, чем на страницу. Все это соблюдено в "Гиблом кайфе" Шараповой. Есть в ее романе и еще одно достоинство (впрочем, одновременно и недостаток) - политизированность. Точнее так: если бы Шарапова писала традиционный, настоящий, "английский" детектив, то обилие политических реалий было бы недостатком. В современном русском криминальном романе от политики никуда не уйти. Другое дело, что Шарапова затрагивает весьма болезненную тему: национальный вопрос.
Убитыми оказываются две девушки-еврейки и чернокожий студент. А в поле зрения сыщиков попадает спортивно-экстремистская организация "Святая Русь". Впрочем, не все так просто, как кажется: во-первых, сын главного сыщика Шумерли тоже член этой организации, во-вторых, действие развивается совершенно не так, как ожидает читатель, поэтому, несмотря на явное попадание автора и героев в мейнстрим, все в конце концов оказывается гораздо сложнее. Даже глава "Святой Руси" - жирный, чем-то похожий на Дим Димыча Васильева атаман Черпак, обожающий военную форму и заключенных в нее молодых мальчиков, - оказывается совсем не тем, кем предстает поначалу. В этом, кстати, и состоит главное отличие любого романа, пусть даже криминального, даже напечатанного в "эксмошной" серии "Русский бестселлер", от уголовно-милицейского рОмана. В романе читателя прежде всего подстерегают неожиданности, причем на каждом шагу. В рОмане все, как по распорядку: труп за трупом, без сюжета и смысла, урки с той и с другой стороны. Это, конечно, похоже на жизнь, даже очень похоже, но это не художественное произведение. А криминальный роман все-таки устроен должен быть по законам литературы, а отнюдь не жизни. Причем по законам литературы детской. Ведь и детектив классический, и криминальный роман - это сказка, то есть не столько ложь, сколько ложь, содержащая в себе урок добрым молодцам: добро должно побеждать зло, воровать и убивать плохо, людей надо оценивать не по национальному признаку, а по личным качествам и так далее.
У уголовников, как вы понимаете, свои законы и свои сказки. Это тоже печатается сейчас и в той же серии. Но это не романы, а протоколы и показания, блатная музыка...
Так вот, романы, написанные писателями, читать намного интереснее. У Шараповой так называемая детективная загадка присутствует до самого конца текста: читатель не просто не знает, что будет с героями дальше, но и не знает, что они натворили раньше, как между собой связаны. В книге много забавного: от "Gitler kaput", набранного майором Шумерлей на компьютере сына в ответ на первоначальное (и тоже грамматически - во всяком случае, по-немецки, ошибочное) приветствие "Zig hail!", до типичных милицейских шуток, весьма схожих с юмором врачей. Обилие кровавых и жестоких подробностей (скажем, в сцене убийства девушек), обусловленное законами жанра и вообще современной жизнью, не является самодовлеющим; столь же подробно автор описывает, например, и место действия - от берега Сходни в Тушино до Кузьминского лесопарка. Такое впечатление, что Шарапова в промежутках между учебой в Литинституте и ВГИКе (а может, и во время) занималась частным извозом или работала экспедитором, курьером etc., ибо Москва ею изображена со знанием старого таксиста.
Что же касается сказки, политики и моральных установок, то это и в самом деле немаловажно. Все мы смотрим телевизор, но не все смотрят новости, предпочитая сериалы. Все мы читаем в метро, но не все читают "Независимую газету", большинство предпочитает криминальные романы. Оттуда и черпает свои убеждения, взгляды на жизнь и воспитание детей. И если уж нам больше негде просветиться, то пусть это будут криминальные романы, написанные писателями, а не бандитами и милиционерами.