Романы, вошедшие в шорт-лист Букеровской премии 2000 года, были названы на пресс-конференции, состоявшейся 3 октября в Москве. Члены жюри, по словам одного из них, работали, вполне понимая друг друга, так что с предложенным списком согласны, в общем, все. Итак, вот "финалисты" премии за лучший русский роман 2000 г.: Валерий Золотуха "Последний коммунист", Николай Кононов "Похороны кузнечика", Марина Палей "Ланч", Алексей Слаповский "День денег", Светлана Шенбрунн "Розы и хризантемы", Михаил Шишкин "Взятие Измаила". Состав жюри: поэт Олег Чухонцев (председатель), прозаик Галина Щербакова, критик Андрей Немзер, поэт и издатель Геннадий Комаров и кинорежиссер Валерий Тодоровский. На пресс-конференции было отмечено, что романы, вошедшие в шорт-лист, представляют разные направления современной российской литературы, от внешне традиционных до авангардных. Вскоре романы шорт-листа будут полностью опубликованы на интернет-сайте www.smirnoff.ru - водочная компания Smirnoff является спонсором этой премии, которая официально так и называется: Smirnoff-Букер. Кроме того, вскоре романы шорт-листа будут опубликованы отдельными книгами, которые можно будет не только купить обычным образом, но и заказать через международный книжный интернет-магазин www.amazon.com.
Теперь журналистам и литературной общественности на два месяца дали тему для разговоров: что из интересных текстов первоначального списка в 30 названий не вошло в шорт-лист и главное - кому дадут премию? Большинство обозревателей сходятся во мнении, что Алексею Слаповскому: плодовитый саратовский прозаик попадал в шорт-лист уже несколько раз и скорее всего получит премию за "стаж кандидата".
Жалко, что в этот список не вошло произведение Олега Юрьева "Полуостров Жидятин", экзистенциально глубокий роман, один из лучших образцов современной сказовой прозы. Из романов, которые в шорт-лист все-таки попали, особо хотелось бы отметить романы Михаила Шишкина "Взятие Измаила" и Николая Кононова "Похороны кузнечика". Первый - громадное историософское повествование из разнотипных фрагментов, отчасти продолжающее традицию Джойса, но с более явным субъективно-лирическим сюжетом, второй - тонкий и трагический анализ переживаний единства одинокого человека с миром, с людьми и отчуждения от них.