Не успел закончиться Харьковский фестиваль фантастов "Звездный мост-2000", как в Петербурге вчера начался очередной, пятый, конгресс фантастов России "Странник-2000" и в седьмой раз будет вручена российская литературная премия "Странник". Кстати, наша газета выступает его информационным спонсором.
В работе конгресса примут участие ведущие российские писатели и многочисленные зарубежные гости, но кульминацией "Странника", безусловно, станет вручение знаменитых бронзовых статуэток за лучший роман, повесть и рассказ.
Как всегда, самой острой и интересной будет борьба за первенство в номинации "Крупная форма". Если о Пелевине (выдвинут его последний роман "Generation П") как о представителе "виртуальной прозы" уже писано-переписано, то о его соперниках широкой публике известно меньше.
Второй финалист - Кирилл Еськов с очередными вариациями на тему культового романа Джона Толкина "Властелин Колец". "Последний кольценосец" - это своеобразная литературная игра, причем многие идеи этого произведения перекликаются с первой книгой Еськова "Евангелие от Афрания" - своеобычным "переложением" библейских легенд. По Еськову, не было никакого глобального противостояния тьмы или света, а была обычная политика со всеми ее малопривлекательными сопровождающими - шпионажем, войной, ложью.
С Пелевиным и Еськовым соперничают киевляне Марина и Сергей Дяченко (интервью Марины Дяченко опубликовано на первой странице нашего сегодняшнего номера), чей выход в финал "Странника" уже становится традицией. Вот и на сей раз они присутствуют сразу в трех номинациях. В крупной форме значительная часть жюри проголосовала за роман "Казнь", повествующий о злоключениях писательницы Ирены Хмель. Несчастная попадает в "альтернативный" и весьма непривлекательный мир, где ее принимают за маньячку и приговаривают к смертной казни. По обычаям этого мира, приговоренных продают "гемоглобинозависимым" - вампирам. И теперь спасти Ирену может только ее бывший муж...
Кого из финалистов сочтут наиболее достойными члены жюри, станет ясно к вечеру 23 сентября.
В "средней форме" супруги Дяченко представлены трагическим боевиком "Корни камня". Повесть выстроена на связке жанров, стилей и нескольких сюжетных линий-реминисценций. Технологическая цивилизация далекой планеты. Город как символ прогресса и поселок изгоев. Печаль забытой любви и застарелая месть. Мир, где из-за дурацких принципов и нелепых убеждений гибнут дети. И кому-то придется заплатить немалую цену, чтобы вернуть миру доверие и любовь. Вечная тема, которая всякий раз раскрывается по-новому. Многие считают "Корни камня" одной из лучших вещей этих авторов.
Впрочем, соперники у них тоже неслабые - Сергей Синякин и Владимир Михайлов. Синякинский "Монах на краю Земли" - грустная романтическая притча, чем-то напоминающая знаменитый рассказ Виктора Драгунского "Он живой и светится". А вот "Путь Наюгиры" Владимира Михайлова отнюдь не романтичен и не трогателен. Это "драма внешней разведки" с элементами черной иронии.
Изрядно оживилась в этом году борьба в "малой форме", во всяком случае все отмеченные жюри рассказы являются оригинальными, яркими и┘ грустными произведениями. "Жизнь, которой не было" Г.Л. Олди - это романтический этюд о случайной встрече мужчины и женщины, о юности и закате жизни, о сути творчества и о его продаже. Печальная история, где смешаны времена и пространства. История о цене, которую приходится платить за удачу. По крайней мере по мнению автора-творца - рассказчика жизни Альбера и Женевьевы. Рассказ Марины и Сергея Дяченко "Хутор" сделан на грани реальности. До конца не ясно, действительно ли на хуторе живет злой волшебник из шварцевской "Сказки о потерянном времени", высокий старик Толя. Но в отличие от воришек из сказки Шварца Толя - волшебник нашего мира. Он покупает чужое время на неразменные пятаки мгновенной удачи. Отдаешь жизнь - получаешь удачу. Что ж, вся наша жизнь такой размен... По крайней мере для некоторых. Ну а Евгений Лукин, как всегда, причудливо сплетает выдумку с современными реалиями. "В Стране Заходящего Солнца" - нашей России наконец-то воцарилась Законность, защищающая честь и здоровье простого россиянина. А посему запрещается перетруждаться, и соответственно самой страшной болезнью объявлен трудоголизм. И все трудоголики, засиживающиеся до ночи на работе, пишущие ночами и вожделенно столярничающие дома, подлежат принудительному лечению в заведениях, ранее приметных красными фонарями над парадным входом. Короче, все это было бы смешно┘
"Странник-2000" в чем-то является переходным. Это уже не чисто литературное мероприятие, проходящее в писательском цехе и касающееся исключительно заинтересованных лиц, это уже заявка на масштабное общероссийское мероприятие, задевающее самые разные сферы творческих интересов. Продвигается идея с кинофестивалем, который должен будет развиться из практикуемого показа-ретроспективы "фильмов-легенд". В первый раз реализуются публичные уличные акции с театральными постановками, набирают силу теоретическая и дискуссионная составляющие мероприятия (на сей раз писатели совместно с профессиональными военными и учеными-оборонщиками намерены поговорить о войнах грядущего). Что ж, путь в тысячу лье начинается с первого шага, а "Странник" сделал свой первый шаг в будущее семь лет назад и успел пройти немало...
Санкт-Петербург