0
977
Газета Маргиналии Интернет-версия

06.07.2000 00:00:00

К столетию со дня рождения Маргариты Ивановны Рудомино


"Человек один ни черта не может", - говорил хемингуэевский Гарри Морган. Своей долгой жизнью Маргарита Ивановна Рудомино начисто опровергла это утверждение.

Кстати, и творчество великого американца, определившего стиль советской образованной молодежи на целые десятилетия, также вошло в нашу эпоху во многом благодаря Маргарите Ивановне: переводчик Иван Кашкин, открывший нам Хемингуэя, принадлежал к "птенцам гнезда Рудомино". Как и Лев Копелев, Вячеслав Всеволодович Иванов, Михаил Морозов и многие другие. Ибо это она создала Библиотеку иностранной литературы - один из ведущих интеллектуальных центров СССР, а сейчас России.

Дело не только в уникальном собрании библиотеки, многочисленных фондах и тысячах читателей. Просто само существование такого центра во многом спасло интеллектуальный потенциал страны.

Впрочем, сама Маргарита Ивановна никогда не считала все сделанное ею подвигом. Эта удивительная женщина, до последних дней сохранившая обаяние и ясность ума и пронзительные голубые глаза, просто считала, что так необходимо. И в годы Гражданской войны, и в годы репрессий, и в годы борьбы с космополитизмом и генетикой, когда страх сковывал всех и вся, она брала на работу тех, от кого на улице при встрече шарахались даже ближайшие друзья. В стране, жившей за железным занавесом, идеологи которой пытались выстроить национальную идею на сваях ксенофобии, Маргарита Ивановна отстаивала то, что сейчас провозглашено "общечеловеческими ценностями".

Началось все в Саратове, когда в 1920 году Маргарита Ивановна, библиотекарь реального училища, в семнадцать лет похоронившая родителей, была командирована Саратовским губернским отделом народного образования в Москву для того, чтобы доставить в Саратов последние издания советской литературы. В столице она получила предложение приступить к созданию библиотеки Неофилологического института. Институт этот, кстати, так никогда и не был создан. Маргарита Ивановна Рудомино очутилась в голодной и холодной Москве в полуразрушенном здании в Денежном переулке.

"Была каморка, холодная, темная, вся заваленная книжной рухлядью. Книги промерзли насквозь, берегла это добро исхудавшая, иззябшая девочка с распухшими от холода пальцами", - так писал о зарождении Библиотеки иностранной литературы Корней Чуковский. Из Саратова Маргарита Ивановна умудрилась, невзирая на все трудности тех дней, привезти коллекцию книг по лингвистике и преподаванию иностранных языков, принадлежавшую ее матери, преподавателю Саратовской гимназии. В апреле 1922-го библиотека открыла двери для читателей.

Маргарита Ивановна в городе, где почти не ходил транспорт, сама возила стекла, мебель, собирала книги. После того как библиотеку изгнали из здания в Денежном переулке - помещение приглянулось наркому Луначарскому, - она получила приют в комнатах Исторического музея, в свое время специально подготовленных для Александра III. Затем был период жизни в церкви Косьмы и Демьяна в Столешниковом. Многие и по сей день считают, что именно это размещение и спасло церковь от сноса.

Читальные залы и научные отделы библиотеки размещались и в здании в Лопухинском переулке, и на улице Разина, а в 1966 г. наконец-то закончилось многолетнее строительство на Николоямской улице, и Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы обрела свое нынешнее пристанище.

Всего этого Рудомино добилась сама. Доказывала "в инстанциях", писала письма, умудрилась собрать уникальный коллектив - людей, объединенных как высоким профессионализмом, эрудицией, так и человеческой порядочностью.

Справедливость, как известно, в отечественной истории торжествует редко. После 52-летнего служения библиотеке Маргариту Ивановну лишили любимого дела, так как эта ставшая теперь уже престижной должность понадобилась для дочери одного из руководителей государства. Причем отстранение совпало с присуждением Маргарите Ивановне звания вице-президента Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. Но это звание присвоили под гром аплодисментов на конгрессе в Гренобле, а с работы выгоняли в Москве. Человеку, создавшему библиотеку, не дали возможности работать над историей своего детища. И лишь в конце 80-х ее талант и знания были снова востребованы, но жить Маргарите Ивановне оставалось уже мало. Она умерла в начале апреля 1990 года, не дожив трех месяцев до своего 90-летия.

3 июля мы отмечаем столетие этой поразительной женщины, чье имя вот уже десять лет носит Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1004
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
634
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
443
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
624

Другие новости