В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ клубе "Домик Чехова" на Малой Дмитровке 23 мая состоялась презентация только что вышедшего в издательстве "Звенья" альбома художника Бориса Свешникова "Лагерные рисунки".
Книга, несмотря на огромный (400х310 мм) формат, на невероятного качества бумагу, на прочие нестандартные детали оформления, не выглядит роскошным альбомом - и это замечательно. Невозможно представить себе эти рисунки под глянцем суперобложки, хотя они, должно быть, и это вынесли бы, раз уж вынесли судьбу своего автора. Борис Свешников был арестован по стандартно бредовому обвинению в 1946 году, когда ему было 19 лет; удивительные фантасмагории, тайком создававшиеся в бараке Устьижемлага, чудом сохраненные, чудом вывезенные на волю, делал, стало быть, двадцатилетний юноша, не знавший еще слова "сюрреализм", но писавший из лагеря родителям: "Несмотря ни на что, я живу в своем мире, созданном мною или невесть кем. Однако мир этот так обширен и глубок, что по сравнению с ним все тяготы действительности представляются мне ничтожными и переносимыми..."
Писем этих в книге много. "Звенья" - издательство общества "Мемориал"; неизбежная для "Мемориала" документальность имеет целью создание контекста, и цель эта, конечно, благородна; но рисунки Свешникова бесконечно сильнее любых контекстов. Отчасти об этом говорил автор предисловия искусствовед Игорь Голомшток, представлявший книгу. Он рассказывал о Борисе Свешникове как об уникальном явлении в искусстве ХХ века, уникальном в силу не судьбы, но таланта: не изобретателе концепций, не новаторе формы, но о художнике, "сумевшем в своих листах, где соседствуют брутальность и куртуазность, с абсолютной графической точностью выразить идею банальности зла и абсурда".
Игорь Наумович рассказал также о том, что в 1972 г., уезжая в эмиграцию, вывез в Англию около 30 негативов, сделанных с рисунков Свешникова, и о своих многочисленных бесплодных попытках издать их за границей. О сложностях, предшествовавших изданию книги, говорили и остальные выступавшие; впрочем, как сказал председатель "Мемориала" Арсений Рогинский, "когда очень хочется, то деньги откуда-то берутся", - после чего, разумеется, последовала вереница благодарностей присутствовавшим и отсутствовавшим, финансировавшим издание и безвозмездно над ним работавшим. Впрочем, сложности были не только финансовые. Дизайнер альбома Борис Трофимов рассказал и о сложностях технических, и эта история оказалась неожиданно печальной. В распоряжении издательства были только негативы фотографий с рисунков Свешникова: сами листы художник частично раздарил еще при жизни, а после его смерти осенью 1998 г. серия лагерных рисунков была окончательно разрознена и сейчас существует в относительно полном виде - 69 листов - только в представляемом альбоме.
Извинившись за невозможность одарить альбомом всех присутствующих, издатели в утешение подарили каждому по два листа репродукций из альбома, видимо, специально допечатанных для этой цели. Присутствующих же было значительно больше, чем мог вместить зал "Домика Чехова", и, как кто-то заметил, много больше, чем на похоронах Бориса Петровича Свешникова.