Легенды и мифы о Пушкине. Сборник статей (СПб. Гуманитарное агентство "Академический проект". Цена 70 руб.
По собственному признанию, составители сборника не ставили себе целью обсудить все мифы и легенды, связанные с именем великого поэта. Для этого, по мнению пушкинистов, потребовалось бы многотомное издание. Цель данной книги - представить образцы самых типичных вымыслов и заблуждений, начавших возникать еще при жизни Пушкина и множившихся затем в поколениях читателей. Это, например, некоторые детали взаимоотношений африканского предка поэта с царем Петром I, в истинность которых верил и сам Александр Сергеевич. Раздел, посвященный этой теме, открывает статья Владимира Набокова "Пушкин и Ганнибал", написанная в 1956 году, но остальные работы принадлежат современным отечественным пушкинистам. Следующую часть книги составили статьи о легендарных сюжетах в биографии поэта - революционность и монархизм Пушкина, его "утаенная любовь" и "таинственные приметы в жизни". Не забыты авторами сборника и мифы, порожденные уже в нашем столетии, самый типичный из которых - это история о кольчуге, надетой Дантесом перед дуэлью.
Уэлдон Ф. Келлер. Иисус Навин. Джерри М. Лендей. Давид (Ростов-на-Дону. "Феникс". Серия "Исторические силуэты"). Цена 27 руб.
Подробные описания главных подвигов этих библейских персонажей в данной книге, естественно, отсутствуют. Как и положено серьезным историкам, авторы с недоверием отнеслись к ветхозаветному рассказу о солнце и луне, остановившихся по приказу Навина, и к сюжету о победе юного пастушка Давида над филистимлянином Голиафом. Их больше интересует подлинная жизнь реальных исторических деятелей Навина и Давида, заложивших основы первого еврейского государства на земле Палестины.
Натали Саррот. Здесь. Откройте (СПб. ИНАПРЕСС. Серия "Цветы зла"). Цена 40 руб.
Создательница жанра "нового романа" француженка Натали Саррот (род. в 1900 г.) и на старости лет не оставляет литературных экспериментов. Переводчица Ирина Кузнецова, взявшая на себя труд познакомить нас с ее последними произведениями, сразу предупреждает, что "проза Натали Саррот - чтение далеко не легкое". Эти две книги нельзя назвать ни романами, ни новеллами. Ближе всего к ним подходит определение "зарисовок", позволяющих заглянуть во внутренний мир человека. Главный и единственный герой "Здесь" (1995) - пожилой человек, ведущий поединок с собственной памятью, извлекая из нее следы прожитой жизни. "Откройте" (1997) представляет собой собрание фрагментов мысленных разговоров, возникающих в сознании человека при общении с другими людьми.
Уильям Ширер. Крах нацистской империи (Смоленск. Русич. Серия "Мир в войнах"). Цена 30 руб.
Великим империям XX века, можно сказать, повезло. Они возникали и гибли на глазах многочисленных профессиональных историков, а также оставили после себя миллионы документальных свидетельств, обеспечив работой множество последующих поколений специалистов. Американец Уильям Ширер, чтобы избежать обвинений в скороспелости и придать больше веса своему труду, написанному в конце 40-х годов, буквально по горячим следам, ссылается не только на личное присутствие в Германии в начале 30-х годов, но и на массу изученных документов из архивов Третьего рейха.
Максимилиан Волошин. Из литературного наследия. Том 2 (СПб. Алетейя). Цена 80 руб.
Кроме подборки писем и ранее не издававшегося перевода пьесы П.Клоделя "Отдых седьмого дня" в книгу вошли тексты трех лекций, которые читались Волошиным в начале 10-х годов в собраниях "на башне" Вячеслава Иванова, а также во время лекционных турне по провинциальным городам России, - "Пути Эроса", "Отцеубийство в античной и христианской трагедии" и "Жестокость в жизни и ужасное в искусстве". Последняя лекция вызвала в свое время возмущение среди поклонников творчества художника Репина, так как в ней Волошин "защищал" Балашова, разрезавшего в 1913 году картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван", утверждая, что на это его спровоцировал сюжет полотна.
Барон Н. Врангель. Старые усадьбы. (СПб. Нева. Летний сад). Цена 30 руб.
Младший брат знаменитого вождя Белого движения барона Петра Врангеля, получивший одинаковое с ним воспитание и среднее образование, уже с юных лет избрал более мирные занятия и в 1906 году стал сотрудником Императорского эрмитажа. Но еще раньше, в 1902 году, он начинает свои поездки по России в поисках произведений искусства. Собранные материалы, а главное - впечатления от поездок и легли в основу очерков "Помещичья Россия", "История одного дома" и "Забытые могилы", опубликованных позднее на страницах альманаха "Старые годы".