По поводу статей Петра Калитина «Академический гуманизец» и Ивана Аксенова «Чем русские от немцев отличаются» («НГ-EL» от 17 ноября 2005 года)
Моногорафия В.Д. Диденко «Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения» (М.: Беловодье, 2005) вызвала неподдельный живой интерес в академических кругах. Ее, можно сказать, чеканный гуманистический лейтмотив при анализе самых злободневных проблем не просто эстетики, а духовной ситуации истекшего столетия в целом заслуживает искреннего уважения и научной солидарности. Но вот парадокс: именно в силу очевидной гуманистической доминанты рассматриваемой книги начинаешь ясно, отчетливо понимать┘ гуманистический генезис тотально неприемлемого для автора постмодернизма, который откровенно паразитирует на антропоцентрической стороне гуманизма и особенно его «имагинативной реальности», напрочь исключая ее ключевую универсальную составляющую, выводящую нас на «абсолютно-всеобщий» и «космический», по выражению В.Д. Диденко, смысл жизни каждого из нас (с. 112).
И отрадно, что «Независимая газета» согласилась с академической актуальностью и востребованностью монографии нашего автора, дав на нее недавно целых две содержательные рецензии в своем приложении «Ex libris». И еще отраднее, что один из рецензентов уловил отмеченную нами парадоксальность (правда, не без присущего этому коллеге научного эпатажа).
Тем самым едва ли не объективно обнажился трагический нерв «Духовной реальности», которая, не исключено, что последний раз в русской культуре, попыталась не только отстоять, но и эвристично обратить в будущее гуманистическую традицию. Но вопреки воле В.Д. Диденко постмодернистски-игривая отбрасывается от этого благородного начинания тень, и нам, ученым-гуманитариям, остается или превзойти В.Д. Диденко в серьезнейшей модернизации гуманизма, или остаться один на один с самими собой и по крайней мере безмолвствовать – не повторяя, не банализируя – по-своему святой лейтмотив задевающей за живое имагинативной реальности!