0
3584
Газета Потери года Печатная версия

24.12.2024 00:01:08

3. Романтик театра Римас Туминас

Знаменитый деятель культуры, режиссер из Литвы, плодотворно работал в России

Тэги: туминас, культура, театр


туминас, культура, театр Литовец Туминас стал одним из главных провозвестников русского психологического театра. Фото агентства «Москва»

Главные годы творческой жизни Римас Туминас посвятил России: сюда он приехал в 1970-х годах учиться легендарной системе Станиславского, здесь он работал практически до последних дней своей жизни, поставив главные спектакли своей судьбы в Театре им. Вахтангова, который возглавлял 15 лет. Он любил русскую классику и всегда восхищался природой русского актера.

Литовец по происхождению, по матери он был наполовину русским, и в своей профессии сполна отдал дань уважения русской культуре, инсценировав главные произведения русской литературы (от «Евгения Онегина» до «Войны и мира»). И даже весной 2022 года, будучи уже тяжело больным, Туминас не отрекся от России. Но отреклась Россия – он был скомпрометирован пранкерами в политических высказываниях, потом у него забрали госнаграду и расторгли его контракт худрука. Тогда же с ним разошелся и его Вильнюсский Малый театр. Поэтому из жизни великий, востребованный в мире режиссер уходил как будто сиротой (его последние спектакли вышли в Израиле и Китае). Но Туминас всегда говорил о том, что театр – это не просто служба, профессия, а то место, откуда он ведет разговор с небесами. Теперь этот диалог стал еще ближе.

Римас Туминас прекрасно говорил по-русски, но с особенным литовским акцентом – говорил подробно и неспешно. Не случайно издана стенограмма репетиций его последнего московского спектакля – это был монолог мудреца не только о театре – о предназначении человека.

Литовец стал одним из главных провозвестников русского психологического театра и вернул арбатскому театру дух жизни и творчества. Именно с русскими артистами европейский стиль режиссера раскрылся до невиданных глубин театральной метафизики. Он оставил богатое наследие – живут не только его спектакли, у которых будет, хочется надеяться, еще долгая жизнь, но и работают его прямые ученики.

Его постановки, созданные мощной энергией, воспаряющей мыслью, по-настоящему творческой волей, всегда выходили за пределы материального мира. Сценический минимализм сочетался с колоссальным энергетическим напряжением. Для Туминаса играемый спектакль всегда был неординарным событием, осененным божественным присутствием. А актер в нем был избранным проводником в диалоге зрителя с высоким искусством. «Театр напоминает мне сад нашей земли, который хранит наши архаичные песни, какие-то самые простые вещи. Его нельзя создать путем умозаключений, научного мышления. Театр – это просто красивый сад», – так говорил Туминас.

Это был театр бытийных тем. Его спектакли красивы и элегичны североевропейской красотой. Он уравновешивал безупречность формы и вневременную актуальность содержания, эстетику и этику в театральном произведении. Но, рассуждая в театре о сложных вещах, Туминас никогда не терял юмора, иронии. Был оптимистом и гуманистом. Не отрекался от веры в человека, в его бессмертную душу и высокие помыслы.


Читайте также


"Шалом" станет ближе

"Шалом" станет ближе

Елизавета Авдошина

Труппа наконец переносит репертуар и на Новослободскую

0
2399
Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Марина Гайкович

Это вторая из  запланированных премьер сезона

0
4837
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14021
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
15862

Другие новости